Огороды Волгограда
Назад

Энциклопедия безавтомобильной жизни в русской литературе

Опубликовано: 11.04.2020
Время на чтение: 17 мин
0
0

Б — Бричка

Это слово польского происхождения, оно обозначает легкую четырехколесную дорожную повозку, иногда без рессор. Кузов у брички мог быть как открытым, так и закрытым: кожаным, плетеным или деревянным.

Именно в бричке путешествовал главный герой «Мертвых душ»Николая Гоголя — Павел Иванович Чичиков. Его бричка была «довольно красивая, рессорная», да еще и с удобствами: верх кузова был «от дождя задернут кожаными занавесками с двумя круглыми окошечками, определенными на рассматривание дорожных видов».

Возможно, поэтому многие русские классики описывали бричку как крайне шумный транспорт. Бричка Льва Толстого подпрыгивала, у Шолохова она гремела или громыхала, а Александр Серафимович писал, что «за ней покатилось нетерпимо знойно-звенящее дребезжание». Давид Бурлюк, посвящая стихи некой птичке с невыносимым голосом, сравнивал ее со старой разломанной бричкой.

Развитие коневодства в России

Ознакомьтесь также с этими статьями

  • Энциклопедия безавтомобильной жизни в русской литературе

    Лучшие мясо-яичные породы кур

  • Энциклопедия безавтомобильной жизни в русской литературе

    Сорт кабачков Ролик

  • Описание Турецкой гвоздики

    Турецкая гвоздика

  • Энциклопедия безавтомобильной жизни в русской литературе

    Как сделать комбикорм для кроликов

Коневодство в России претерпевало в разные годы значительные изменения. Сегодня, на территории этой страны насчитывается более 70 конных заводов, а коневодческих ферм около 500. Нельзя сказать, что правительство активно поддерживает коневодство, но и не мешает его развитию. Благодаря этому любители, селекционеры, ученые и частные предприниматели могут делать значительный вклад в разные направления коневодства.

Интересно!

В 1990 году на планете насчитывалось примерно 75 миллионов голов лошадей.

В — Возок

Энциклопедия безавтомобильной жизни в русской литературе

Сергей Иванов. Холопы боярские. 1909. Коллекция Ростроповича и Вишневской

Термин употреблялся для зимнего вида транспорта — крытой повозки на полозьях. Возок хвалят за тепло, в нем комфортно, можно ехать лежа — «валясь в возок под меховые попоны» (Амфитеатров). Он «наполнен перинами, подушками и пр.» (Виктор Шомпулев). По окнам его могли обивать медвежьим мехом, чтобы не дуло, а изнутри отделывать красным сукном или даже бархатом.

Отмечают, как он легко шел по снегу. Борис Чичерин честно признается: «Когда я, разряженный, сел на возок, мне хотелось все ехать и ехать и никогда не доехать». Наконец, «Покоен, прочен и легок / На диво слаженный возок», в котором отправляется у Некрасова жена декабриста княгиня Трубецкая. Транспорт этот считался тяжелым, неуклюжим и барским, старомодным: в «боярском возке» везут провинциальную Татьяну Ларину на ярмарку невест.

Направления коневодства

В коневодстве есть 5 основных направлений развития. Каждое из них имеет важное значение.

  1. Рабоче-пользовательское направление. Лошади в данном случае разводятся с целью применения в качестве рабочей силы. В давние времена эта отрасль была хорошо развита. Сегодня есть масса сельскохозяйственной техники, поэтому применение лошадей в качестве рабочей силы снизилось. Направление снизило свое значение, но все еще сохраняет актуальность. В качестве рабочей силы применяется практически 70% всего мирового поголовья лошадей.
  2. Продуктивное направление. Лошади использовались с древних времен не только как средство передвижения, но и как источник ценного мяса. Их диетическое мясо ценится и сегодня. Это направление занимается разведением лошадей для получения мяса, молока, шерсти, кожи этих животных. Оно получило большую популярность в 50-60-х годах прошлого века, когда большая часть лошадей перестала использоваться в качестве средства передвижения или тягловой силы на фермах.
    Племенное направление занимается выведением и поддержанием линий, родов, пород лошадей в разных странах (на фото арабская чистокровная)

    Племенное направление занимается выведением и поддержанием линий, родов, пород лошадей в разных странах (на фото арабская чистокровная)

  3. Племенное направление занимается выведением и поддержанием линий, родов, пород лошадей в разных странах. Селекционеры выводят лошадей новых пород, а племенные хозяйства поддерживают размножение уже известных видов, что используются в сельском хозяйстве, спорте, выставках.
  4. Спортивное направление. Лошади, используемые в этом направлении, участвуют в национальных и классических видах спорта, разнообразных сферах отдыха, развлечений. Сюда нужно в первую очередь отнести скачки, конный спорт, туризм, экипажные прогулки, верховой спорт и т. д.

Интересно!

В скачках с чистокровными лошадьми запрещено участвовать простым лошадям. Причина в том, что чистокровные представители вида намного сильнее и жизнеспособней простых лошадей.

  1. Прикладное. Это направление приобрело популярность не так давно. В него включены лошади, что разводятся для получения продуктов для обрабатывающей сферы и фармацевтической. Сюда же относят лошадей, что используются в иппотерапии для исцеления болезней психики, нервов взрослых и детей.

Как видно, есть много разных отраслей коневодства. В разные времена, те или иные направления ценились больше или меньше, но в любом случае, они никогда не теряют своей актуальности.

Продукция коневодства

Советуем к прочтению другие наши статьи

  • Энциклопедия безавтомобильной жизни в русской литературе

    Сорт малины Карамелька

  • Обработка клубники осенью

    Обработка клубники осенью

  • Энциклопедия безавтомобильной жизни в русской литературе

    Голландские сорта редиса

  • Сорт груши Вильямс

    Сорт груши Вильямс

Отрасль коневодство поставляет на мировой рынок не только самих лошадей для скачек, в качестве породистых животных для содержания и разведения, но и продукцию, что имеет промышленное или фармацевтическое значение.

  • Мясо лошадей считается диетическим. Оно очень вкусное. Наиболее нежное, дорогое получают с жеребят возрастом до 10 месяцев. Конина продается просто как мясо, а также используется для приготовления колбас, консервов. В ней много белка, мало жиров, при этом конина гипоалергенная и хорошо усваивается. Хорошо развито мясное направление коневодства в России, Венгрии, Казахстане, Монголии.
  • Молоко лошадей и кисломолочный продукт (кумыс), что делают из него, имеют сильное лечебное действие. Молоко у этих животных вкусное, содержит массу питательных веществ. Кумыс часто используется в санаториях, где лечат людей с болезнями дыхательной и пищеварительной систем.
    Сыворотка из крови лошадей высоко ценится в фармацевтике

    Сыворотка из крови лошадей высоко ценится в фармацевтике

  • Конский волос применяется в обрабатывающей и легкой промышленности. Из него делаются нити, пряжа и т. д.
  • Шкура лошадей популярна в обрабатывающей, легкой промышленности. Из нее шьют одежду, обувь, сумки и т. д.
  • Сыворотка крови. Это уникальное вещество, что высоко ценится в фармацевтике и биотехнологиях. Оно используется для создания вакцин, гормональных, ферментативных препаратов. В особенности большое значение для фармацевтики имеет сыворотка породистых кобыл.

Энциклопедия безавтомобильной жизни в русской литературе

Продукты, получаемые от разведения лошадей, имеют высокое значение для разных сфер жизни человека. К вышеуказанным продуктам, что получают от лошадей, стоит также добавить навоз конский, который по своим качествам превосходит коровий и даже куриный, но и стоит намного дороже. Его часто используют в сельском хозяйстве.

Д — Дровни

Энциклопедия безавтомобильной жизни в русской литературе

Николай Сверчков. С хворостом. 1870-е. ГЛМ

Дровни — это крестьянские сани для перевозки грузов. Писатели XIX века сами на подобном не ездили, зато часто сажали в них персонажей из низшего сословия: вспомним пушкинское «крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь» и «везет лошадка дровеньки» из песенки про елочку. Поэтому-то в 1918 году Цветаева патетически восклицает: «Кровных коней запрягайте в дровни! / Графские вина пейте из луж!»

Породы лошадей

На протяжении многих столетий люди занимались разведением лошадей. Сегодня селекция новых пород имеет важное значение, как и поддержание, увеличение численности уже существующих видов. Наивысшую популярность разведение лошадей и выведение новых пород получило в XVIII-XIX веках. Многие породы, что были выведены в те времена, пользуются популярностью и сейчас. Существует около 200 пород лошадей. Они делятся на 3 основных типа.

Фото Бельгийского тяжеловоза

Фото Бельгийского тяжеловоза

  • Тяжеловозные лошади (их также называют холоднокровные) используются в сельском хозяйстве и в перевозках больших грузов. Они очень выносливые, сильные и в сравнении с другими типами лошадей – массивные. Известные породы: Бельгийский тяжеловоз, Бретонская, Финская, Шварцвальдская лошадь, Першерон, Шайр.

Важно!

Тяжеловозные лошади нередко используются в производстве конины, так как у них хорошо развитая мышечная масса.

Фото Русской верховой породы лошадей

Фото Русской верховой породы лошадей

  • Верховые лошади выводились раньше для удобного передвижения. Их часто использовали в повседневной жизни и в военных действиях. Сегодня они также используются, но не часто. Популярны верховые лошади в конном туризме, спорте, используют их и для конных прогулок. К известным породам этого типа относят Голштинскую, Русскую верховую, Донскую, Орловскую и Чистокровную верховую лошадь.
    Фото упряжной лошади породы Тинкер

    Фото упряжной лошади породы Тинкер

  • Упряжные лошади пользовались большим спросом в былые времена. Их запрягали в упряжки для перевозки карет, повозок. Такие лошади отличаются высокой работоспособностью. Сегодня они применяются обычно в скачках. Среди популярных пород нужно назвать Тинкер, Клейдесдаль, Новоалтайскую, Латвийскую упряжную и Ирландскую лошадь.

Определенные направления коневодства теряли или приобретали актуальность в разные периоды своего развития. И даже сегодня не все направления имеют большое значение. Однако очень важно, чтобы селекционеры продолжали заниматься разведением и созданием новых пород для сохранения ценного генофонда. Ведь с каждым десятилетием сокращается численность многих уникальных пород лошадей, а некоторые из них вообще находятся на грани вымирания.

Д — Дрожки

Энциклопедия безавтомобильной жизни в русской литературе

Неизвестный художник. Серый жеребец, запряженный в дрожки. 1-я половина XIX века

Этим говорящим словом называли легкий экипаж на рессорах, который мог развивать большую скорость — и, естественно, дрожать. У Пушкина дрожки «удалые» и увозят «красоток молодых», «щегольские»; у Лермонтова — «лихие». На «щегольских дрожках» ездит неприятель Голядкина в «Двойнике» Достоевского. Звуки они издают следующие — дребезжат (Алексей Жемужников, Константин Фофанов) и гремят (Иван Никитин).

Булгарин пишет, что дрожки — это «самый беспокойный экипаж в мире». «Это не экипаж, — кричали цивилизаторы, а пытка; он постыдный остаток варварства, он трясет все существо человека не хуже лихорадки», — писал Иван Кокорев в рассказе «Извозчики-лихачи и ваньки».

К — Кабриолет

Энциклопедия безавтомобильной жизни в русской литературе

Джон Корни. Джентльмен с парой своих лошадей, запряженных в экипаж. 1806. Йель

Это были легкие двухколесные экипажи без козел — то есть для людей, которые хотели править самостоятельно. Экипаж этот был элегантным. Так, у Писемского«неуклюже и робко полез в довольно высокий кабриолет» персонаж по имени Елпидифор Мартыныч, чье имя сразу выдает его неуместность в щегольском транспорте.

В них хорошо было катать девушек: «Из-за леса несся к его деревенскому дому легкий кабриолет, где сидела розовенькая от воздуха и быстрой езды Груня, не без страха прижавшаяся к своему молодому другу» (Александр Шеллер-Михайлов). Управлять им было так легко, что за вожжи брались даже дамы.

К — Карета

Энциклопедия безавтомобильной жизни в русской литературе

Николай Сверчков. Помещица в пути. 1855. ГРМ

Расхожее слово обозначало закрытый экипаж на четырех колесах и рессорах. Употреблялось оно достаточно широко. А порой становилось и универсальным средством спасения — «Карету мне, карету!» («Горе от ума»).

У Федора Кони был водевиль «Карета, или По платью встречают, по уму провожают» о важности транспорта для престижа.

К — Кибитка

Энциклопедия безавтомобильной жизни в русской литературе

Николай Сверчков. Застигнутые бурей. ГРМ

Словом, заимствованным у кочевников, в России называли крытую повозку. Часто верх у нее был на дугах и мог откидываться — напоминая «бабушкин чепчик» (Николай Телешов). Хорошая кибитка — значит, «с просторным волчком и двойным рогожным навесом» (Иван Лажечников) или «с кожаным верхом и наглухо застегнутым фартуком» (Павел Мельников-Печерский).

Вяземский посвятил ей целое стихотворение, весьма злобное: «А подвижной сей каземат, / А подвижная эта пытка, / Которую зовут: кибитка». Пушкин более жизнерадостен: «Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая». С другой стороны, в своих «Дорожных жалобах» он стенает: «Долго ль мне гулять на свете / То в коляске, то верхом, / То в кибитке, то в карете, / То в телеге, то пешком?»

К — Коляска

Энциклопедия безавтомобильной жизни в русской литературе

Николай Сверчков. Катание в коляске (Александр II с детьми). Ярославский художественный музей

В России под «колясками» понимали множество видов рессорных открытых экипажей. Например, разновидностями городской коляски были ландо и фаэтон. В Европе же, напротив, «коляской» назвали конкретный вид модного экипажа.

Коневодство – это отрасль животноводства, которая занимается разведением лошадей

Коляска стала героиней одноименной повести Гоголя: владелец там хвастается, что она легка как перышко, а рессоры такие, будто «нянька вас в люльке качала». В итоге оказывается, что хвастовство пустое. Одноименное стихотворение ей посвятил Вяземский: «Несется легкая коляска, / И с ней легко несется ум». Красивая коляска — вопрос престижа: Долли Облонская и ее кучер стесняются своего старого, залатанного экипажа во время визита в деревню Вронского.

Заканчивается все это с техническим прогрессом: «Элегантная коляска, в электрическом биеньи, / Эластично шелестела по шоссейному песку» (Игорь Северянин).

С — Сани

Энциклопедия безавтомобильной жизни в русской литературе

Иван Пелевин. Дети в санях. 1870. Нижнетагильский музей изобразительных искусств, Нижний Тагил, Свердловская область

Еще одно средство передвижения, надолго прописавшееся в поэзии. «И растопорщивши оглобли, сани ждут, / Когда их запрягут» (Жуковский); «К городу Рязани / Катят трое сани, / Сани развальные / Дуги расписные» (Мей). В отличие от дровней, в санях можно заметить не только крестьян. Дворяне владеют собственными санями и ездят в них, улегшись поудобнее и закутавшись в теплые полсти и одеяла.

У Плещеева в «Зимнем катанье» и у других авторов их кроют ковром. В «Женитьбе» Гоголя в роспись приданого входят дрожки и «сани парные с резьбой, под большой ковер и под малый». У Николая Телешова упоминаются сани «с ковровым задком и мягким сиденьем». Обильно употребляется поговорка «Не в свои сани не садись».

Т — Тарантас

Энциклопедия безавтомобильной жизни в русской литературе

Тарантас. 1880-е. Национальная библиотека Конгресса

Тарантасом называлась особая крытая повозка на длинной продольной раме, уменьшавшей тряску в долгом пути. Часто он ветхий и дребезжащий (Сергей Соловьев), идет вперевалку (Иван Суриков). У Соллогуба в повести «Тарантас» главный герой совершает в нем путешествие по России — разумеется, сатирическое, и колымага в итоге превращается в аллегорию.

Но если «тарантас скрипит» у Брюсова или Блока — то это уже нарицательное.

Т — Телега

Если верить нашим поэтам, телега на ходу стучит (Жуковский, Пушкин, Огарев), гремит (Фет, Иван Суриков) и «скрыпит» (Некрасов), особенно если она «несмазанная», что бывало часто. Ход ее ленивый, спокойный (Иван Никитин). У Пушкина движение телеги становится аллегорией бытия («Телега жизни»).

Т — Тройка

Энциклопедия безавтомобильной жизни в русской литературе

Николай Сверчков. Тройка. 1865. Томский областной художественный музей

Это не вид повозки, а способ упряжки — три лошади, причем центральная (коренник) смотрит прямо, а боковые (пристяжные) красиво изгибают головы в сторону. Зимой тройкой запрягали сани, летом — колесный транспорт. Специфически русское изобретение стало национальным символом, чему способствовало воспевание птицы-тройки Гоголем — «Русь, куда ж несешься ты?» («Мертвые души»).

Тройка, пожалуй, лидер по вдохновлению поэтов и композиторов. Тут и пушкинская «Зимняя дорога», и «Тройка мчится, тройка скачет» Вяземского, и некрасовская «Что ты жадно глядишь на дорогу…», а также «тройка удалая» с «колокольчиком — даром Валдая» Глинки… Всех не перечислить. Поэтам нравилась ее лихость и скорость — она «борзая», «бойкая», «лихая», «шальная», «бешеная»; ямщик на ней «ухарский».

Ф — Фаэтон

Энциклопедия безавтомобильной жизни в русской литературе

Фаэтон императрицы Марии Федоровны. Дания. До 1821. ГМЗ Царское Село

Энциклопедия безавтомобильной жизни в русской литературе

Это открытый четырехколесный городской экипаж, двух- или четырехместный. Такая разновидность модной рессорной коляски получила название в честь сына бога Гелиоса (кстати, одного из первых погибших в дорожной катастрофе). Если верить классике, фаэтон — «красивый» (Писемский), «хорошенький» (Михаил Авдеев) и «забавный» (Федор Кони).

У Петра Боборыкина мы видим двухместный отлогий фаэтон с открытым верхом, который вдобавок тих в езде. Запрягали в этот «легонький, щегольский» экипаж быстрых рысаков и красовались перед окружающими.

Виртуальный тур по хранилищу карет и конской упряжки в Эрмитаже.

«Культура.РФ» благодарит за помощь в создании материала Ирину Бредихину, научного сотрудника, хранителя фонда «Сбруя. Кареты» ГМЗ «Царское Село».

Предлагаем ознакомиться  Средство от дрозофил в цветах
, ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector