Для чего нужен архитектурный бетон, и чем он отличается от обычного

Расчет цементного раствора

Состав архитектурного бетона ничем не отличается от обычного, используемого в строительных и ремонтных работах. Но для производства архикамня выбирают белый либо светло-серый портландцемент хорошего качества – обычно марки М-500 или ДО-400. Применение серого цемента нежелательно, так как цвет изделия в итоге получится блеклым.

В должны отсутствовать комки, посторонние примеси, поэтому до начала работ его обязательно просеивают (как и песок). Пропорции при замешивании напрямую зависят от марки цемента.

Для марки М-500 понадобится такой состав:

  • Основной материал – 1 часть
  • Кварцевый песок – 3 части
  • Вода – 3 части

Чтобы понять, готов ли раствор к работе, нужно состав сильно сжать в руке на 2-3 секунды, потом разжать и сделать выводы: если выделяется вода, нужно добавить песок, если же комок распадается, можно долить чуть воды.

Ниже подана таблица с пропорциями:

Способы обработки поверхности и защита архитектурного бетона

Архитектурный бетон становится декоративным после того, как бетонные поверхности прошли заключительный этап технологического процесса — определённую обработку. Кроме того обработка используется для защиты поверхности от внешних воздействий и агрессивных сред. Для этого могут применяться специальные способы консервации поверхности, например, флюатирование, гидрофобизация, пропитка полимером, обработка поверхности специальными составами, проникающими внутрь бетона и кольматирующими его поры и капилляры. Подобная обработка повышает стойкость бетона и обеспечивает сохранение внешнего вида его поверхности в течение длительного времени без специального ухода. Способы обработки различны для каждого из видов бетона:

Промышленная обработка

(геометрический):

  • Шлифовка и полировка:
    сухая поверхность архитектурного бетона может быть не только отшлифована, но и дополнительно отполирована (это можно сравнить с одним из этапов технологического процесса изготовления мозаики, когда бетонная поверхность становится гладкой поверхностью отполированного гранита).
  • Пескоструйная обработка:
    внешне похожа на эффект, который даёт подкисление — верхний поверхностный слой бетона размывается, создавая неровности фактуры.
  • Другие способы обработки:
    воздействие на бетонную поверхность путём кислотно-щелочной реакции, обработка огнём, эпоксидное (защитное) покрытие и др.

Использование готовых форм

(декоративный):

  • Штампованные формы:
    на сырую поверхность изделия из архитектурного бетона накладываются специально изготовленные из пластмассы, резины и т. д. штампы, имитирующие различные рельефные формы и фактуры (камня, кирпича, сланца, булыжника, коры дерева, окаменелостей, ракушек и мн. другого).
  • К декоративным способам обработки также относятся: штампование по стяжке, полупрозрачное окрашивание и др.

Художественная обработка

(скульптурный):

  • Механическая обработка застывшей бетонной поверхности:
    здесь применяются многие приспособления, известные при обработке природных каменных поверхностей (острые металлические инструменты, пики, кирки; специальный молоток).
  • Гравировка:
    на поверхности архитектурного бетона с помощью таких инструментов, как углошлифовальные машины с алмазными режущими дисками и других инструментов, разработанных специально для резки по бетону, прорезываются контуры и канавки, которые имитируют плитку, камень-плитняк, геометрические фигуры, прямые или изогнутые линии, узоры.
  • Скульптурный бетон:
    Создание формы происходит аналогичным образом, как при художественной лепке скульптурным (пластическим) способом — создание формы из целого куска, отсекая лишнее, используется скульптурная техника резьбы или комбинированная техника резьбы и лепки
  • Художественная окраска:
    поверхностно проникающее окрашивание готового художественно-декоративного объекта художником-скульптором, с применением воднодисперсных красок на основе полиакрилатов, при помощи различных художественных техник.

Защита поверхности:

  • Нанесение декоративного слоя покрытия
  • Герметизация
  • Водоотталкивающая обработка
  • Грязе-, пыле- и жироотталкивающая обработка
  • Защита от граффити
  • Защита от прочих возможных воздействий внешних факторов окружающей среды

За скульптурными объектами из архитектурного бетона особый уход не требуется. В помещении обслуживание сводиться к удалению пыли с поверхности с помощью пылесоса, при необходимости можно мыть простой водой с мылом. Для удаления пыли и грязи возможно применение оборудования, предназначенного для мойки машин — простая вода под напором без применения химически активных добавок. Атмосферные осадки — снег, вода — не могут нанести сколько-нибудь серьезных повреждений любым объектам из архитектурного бетона.

Характеристики архитектурного бетона

Декоративные виды бетона имеют значительные отличия и более широкую сферу применения, в отличие от классического аналога. К его достоинствам относятся следующие:

  • Мелкая зернистость;
  • Возможность добиться идеально гладкой поверхности;
  • Высокая пластичность;
  • Влагостойкость;
  • Низкий процент усадки;
  • Устойчивость к внешним факторам;
  • Экологичность и безопасность;
  • Минимальный процент гигроскопичности;
  • Долговечность;
  • Привлекательный внешний вид и разнообразие оттенков;
  • Низкая цена.

Применение, основные характеристики и функции составляющих бетонной смеси

Благодаря своей пластичности художественный бетон имеет очень широкий спектр применения. Из него изготавливают любых размеров бетонные фигуры, лепнину, садовые вазы и вазоны, декоративный камень, малые архитектурные формы и многое другое.

В зависимости от задачи состав бетонной смеси меняется за счет качественного и количественного включения различных полимерных, химических и минеральных добавок.

В их функцию входит придание бетонной смеси пластичности, возможности регулирования текучести, времени застывания, увеличения водонепроницаемости и морозостойкости.

Для упрочнения структуры камня в состав смеси вводятся активные вещества: микрокремнезем и различные золы. Получить более подвижный раствор и для лучшего перемешивания, а также для уменьшения количество затворяемой воды применяются пластификаторы. Для самоуплотняющегося бетона (не требуется вибрации) применяют гиперпластификаторы, с помощью которых можно получить тонкие и особо прочные конструкции. В этих целях также используют мелкозернистый цемент. Чем больше цифра в его названии, тем меньше цементное зерно и тем выше можно получить прочность изделия (при одинаковом количестве цемента).

Художественный бетон можно окрашивать вводя в раствор цветные пигменты. Чаще используют минеральные пигменты (оксиды и соли различных металлов). Можно также вводить органические пигменты и анилиновые красители. Последние дают более интенсивный цвет при меньшем их количестве. Но они менее устойчивы к разрушающему действию ультрафиолета. При использовании последних труднее получить равномерную окраску изделия без включения в состав смеси специальных добавок (например, белую сажу).

Красители несколько уменьшают прочность изделия, так как требуют увеличения количества воды затворения. Поэтому внутренний окрас надо ограничивать, вводя минимальное количество красителя, а более насыщенный цвет можно получить за счет внешнего дополнительного окрашивания. Более подробно о способах окрашивания искусственного камня рассказано в соответствующей статье на эту тему.

Суть и общая характеристика

Классификация бетона за его применением разнообразна. В первую очередь все зависит от составляющих раствора, которые, объединяясь, определяют цель его использования. Главными компонентами являются цемент в качестве связующего вещества, наполнитель (гравий, щебень, песок и т.д.), специальные добавки, например, для повышения прочности. Определенная пропорция дает бетон, который подходит для тех или иных работ. Одним из них является архитектурная бетонная смесь.

Архитектурный бетон или бетон для декоративных работ – это материал, который является обязательным элементом для украшения уже созданных зданий или участка вокруг них. Архитектура представляет собой искусственный камень, который состоит из цементного раствора с добавлением некоторых компонентов.

Иногда на практике к данному материалу применяется название «архикамень», что исходит от названия одной из самых известных российских компаний по производству декора этого типа.


Скульптуры из архитектурного бетона.
По цвету архитектурный бетон может быть разных оттенков: начиная от чисто-белого до серого. Включаемые компоненты вносят вклад в текстуру материала – керамика, песчаник и прочие. В зависимости от пожеланий заказчика, в состав могут быть добавлены другие элементы, такие как щебень или ракушки. Данные характеристики дают четкое понимание о внешнем виде бетона, однако существуют и другие отличия архитектурных материалов от обычных бетонов. Среди них:

  • мелкозернистая, плоская структура, которая свидетельствует о возможности его шлифовки вплоть до безупречно ровной поверхности;
  • сорбционная влажность предельно мала, что свидетельствует об отсутствии карбонизационных процессов на протяжении всей эксплуатации и как следствие – сохранение целостности бетона;
  • возможна окраска в любой цветовой тон, что позволяет создавать разноцветные декоративные элементы без опаски потери их цветоустойчивости в процессе воздействия УФ лучей, негативного влияния окружающей среды;
  • прочность и стойкость к низким температурам;
  • высокая технологичность по сравнению с другими бетонами, что позволяет конструировать декоративные изделия различной формы и размера.

Вернуться к оглавлению

Кашпо для цветов из арт-бетона

Очень часто из архикамня делают разнообразные кашпо для использования внутри и вне помещений. Для их изготовления понадобятся: 2 части белого портландцемента, 2 ведра разного диаметра (желательно из пластика), 2.5 части кварцевого песка, столько же гранитной крошки, солидол и армирующая сетка с ячейками в 3 миллиметра.

Процесс достаточно простой: сначала нужно выбрать 2 формы различного диаметра с разницей в стенках около 2 сантиметров, смазать солидолом, потом сделать раствор по обычной схеме, залить в большую форму слоем толщиной в 5 сантиметров, утрамбовать, установить меньшую форму и заполнить пространство между ними. Между стенками можно установить армирующую сетку, которая сделает изделие прочным.

Область применения литья из бетона

Литой бетон применяется в таких условиях, где заливка обычного бетона невозможна или сильно затруднена. Например, если виброуплотнение требует большой трудоемкости или затруднено из-за конфигурации конструкции

Также литой бетон широко применяется в производстве

  • мелиорации;
  • сборные железобетонные конструкции;
  • лестницы;
  • теплые полы и основание для напольных покрытий.

Еще одна широкая область применения — ландшафтный дизайн и загородное строительство, включая отливку плитки.

Из литого бетона также делают искусственный камень.

Несложная технология и доступное оборудование делают возможным литье отделочных материалов и малых архитектурных изделий своими руками.

Достоинства и недостатки архитектурного бетона

Архитектурный бетон обладает ценными преимуществами:

  • Высокая прочность в сочетании с пластичностью.
  • Устойчивость к атмосферным проявлениям и низким температурам.
  • Наличие неорганических добавок делает материал прочным и долговечным, снижает степень износа, предохраняет от преждевременного разрушения.
  • Стоимость изделий невысока, что выгодно отличает их от элементов из натурального материала.

Плюсы и минусы архитектурного бетона

К минусам можно отнести:

  • Материал тяжелый, при большом количестве декора возникает серьезная дополнительная нагрузка на несущие конструкции. Из-за этого исключается возможность украшения легких построек со слабой несущей способностью опорных конструкций.
  • Установка компонентов декора — сложное и трудоемкое занятие, требующее использования специальной техники и квалифицированных рабочих.
  • Процесс создания изделий требует большого количества времени (несколько суток).
  • Создание украшений требует высокой точности, качественной подгонки элементов. Мелкие детали сложны в работе, что снижает возможности материала.

Изготовление архитектурного бетона своими руками

Сделать материал самостоятельно не представляет труда. Технология простая, ингредиенты можно купить в любом строительном супермаркете. Необходимые инструменты: бетономешалка, шпатель для выравнивания, мастерок, моечная машина, валики, матрицы и штампы (в зависимости от того, что планируется создавать).

Основные компоненты для домашнего производства: 3 части наполнителя (щебень, песок, мраморная или гранитная крошка), краситель, 1 часть вяжущего вещества (портландцемент М-500 белого цвета), 2 части чистой воды, модификаторы (адгезивы, пластификаторы, антивспениватели, для морозостойкости, прочности и т.д.).

Процесс производства арт-бетона:

  • Просеять сухие составляющие сквозь сито.
  • Смешать цемент и наполнитель.
  • Всыпать в сухую однородную смесь краситель, перемешать.
  • Добавить в смесь выбранные модифицирующие добавки, перемешать.
  • Аккуратно сделать углубление в сухой смеси, залить водой.

Для тех, кто не хочет просчитывать пропорции и решать, сколько и каких компонентов нужно на 10 литров цемента для получения нужной консистенции и конечного материала, производители предлагают готовые решения. Достаточно проконсультироваться и обозначить свои требования, а потом приобрести сухую смесь и канистру с жидкостью. Полученный раствор будет обладать нужными свойствами и характеристиками, цветом и внешним видом.

Классификация архитектурного бетона

Составные части любого раствора декоративного бетона обозначают его функциональные цели и характер применения. Основа бетона — цемент как вяжущая составляющая, щебень, песок, гранитный или мраморный гравий в качестве наполнителей, стабилизирующие добавки и другие пластификаторы. Смешение компонентов в нужной пропорции дает разные результаты к использованию бетона в разных целях. Одна из разновидностей бетона — архитектурная бетонная смесь.

Бетон для декорации фасадов и архитектурных элементов зданий постоянно применяется при украшении строительных объектов или прилегающего участка. Это разновидность искусственного камня, состоящего из цементно-песчаного раствора и улучшающих добавок.


Из чего состоит раствор архитектурного бетона

[ads-pc-1] [ads-mob-2]

Оттенки архикамня – белый или светло-серый, но при добавлении красящих компонентов можно генерировать любые цвета. Текстура материала также может изменяться добавлением таких наполнителей, как щебень, галька, гравий или ракушки. Другие отличительные свойства архитектурных материалов от обычного бетона:

  1. Плоская мелкозернистая структура, которую можно отшлифовать до идеального состояния;
  2. Гигроскопичность архитектурного бетона очень мала, а это значит. Что в материале не проходят процессы карбонизации, поэтому целостность и прочность бетона гарантирована на протяжении всего времени эксплуатации;
  3. Не выгорает под действием УФ излучения, не меняет внешние качества и физические свойства под воздействием атмосферных процессов;
  4. Высокая прочность и устойчивость к влиянию низких температур;
  5. Технология работы с архитектурным камнем проще, а сам материал пластичнее, чем обычный бетон, что позволяет создавать элементы декора и высокохудожественные изделия разных форм и размеров.


Изделия из архикамня
[ads-pc-1] [ads-mob-3]

Соотношение частей песка (П), цемента М-400 и М-500 (Ц) и щебня (Щ) для приготовления раствора бетона отражено в таблицах:

Цемент М400
МаркаПропорции Ц/П/ЩОбъем раствора на 10 литров цемента, в литрах: П/ЩЛитров бетона, получаемого из 10 литров цемента
1001/4,6/741/6178
1501/3,5/5,732/5064
2001/2,8/4,825/4254
2501/2,1/3,919/3443
3001/19/3,717/3241
4001/1,2/2,711/2431
4501/1,1/2,510/2229
Цемент М500
МаркаПропорции Ц/П/ЩОбъем раствора на 10 литров цемента, в литрах: П/ЩЛитров бетона, получаемого из 10 литров цемента
1001/5,8/8153/7190
1501/4,5/6,640/5873
2001/3,5/5,632/4962
2501/2,6/4,524/3950
3001/2,4/4,322/3747
4001/1,6/3214/2836
4501/1,4/2,912/2532

Искусственный камень из архи-бетона

Камень из арт-бетона используют очень часто в различных работах – он точно имитирует рисунок и ничем не отличается от натурального материала, обходится дешевле, демонстрирует прекрасные свойства и может быть сделан самостоятельно.

Для производства искусственного камня понадобятся: кварцевый песок, портландцемент, крошка из мрамора, пенопласт, тонкая проволока, сетка-рабица, щетка из металла, обычный скотч. Сначала нужно сделать макет камня из пенопласта, пакетов и смятой бумаги, закрепив все это скотчем, потом обмотав сеткой и соединив швы тонкой проволокой.

Далее готовят раствор: смешивают часть цемента, по 1.5 части крошки и песка, в смесь добавляются 2 части воды. Раствор аккуратно нужно распределить по сетке, после легкого высыхания наложить второй слой, а потом делать так, как диктует фантазия: можно где-то щеткой выполнить шероховатую поверхность, где-то сделать насечки и постараться максимально сымитировать природный материал.

Камень из арт-бетона обладает массой преимуществ – может быть любым и точно соответствовать дизайнерской задумке, приняв нужную форму, фактуру, цвет. Монтаж материала проще, чем природного, так как его не нужно предварительно раскладывать, подбирать друг к другу, искать нужные оттенки и т.д.

Простой в работе, дешевый и экологичный материал будущего позволяет реализовывать максимум строительных и декоративных решений, создавать различные изделия и предметы декора, конструкционные элементы и детали. А прекрасные эксплуатационные характеристики, возможность сымитировать любую поверхность, сделать материал своими руками – свойства, гарантирующие архикамню популярность и распространение.

Как сделать декоративную штукатурку под бетон своими руками

Можно создать арт бетон своими руками.

Потребуются следующие инструменты:

  • шпатели (широкий, узкий);
  • кельма из металла для придания составу однородности;
  • ведра из нержавейки;
  • кисти, трафареты, штампы.

Необходимые материалы:

  • штукатурка на цементной либо гипсовой основе;
  • акриловые краски;
  • шпаклевка;
  • клей ПВА;
  • гипсовая смесь;
  • вода.

Ингредиенты перемешиваются до однородной массы, материал наносится кистью либо шпателем на основание.

Виды и назначение архитектурного бетона

Архитектурный бетон — высокотехнологичный строительный материал, открывающий большой спектр возможностей. Существует три основных направления применения бетона: для создания конструкций, объектов и оснований (монолитных, железобетонных и др.); использование бетона в декоративных целях, как материала для отделки уже готовых поверхностей; создание объемных художественных объектов — третье направление объединяет конструктивные и декоративные свойства архитектурного бетона: форма объединена, по сути, с текстурой и фактурой. Изменяя состав смеси, можно получить бетон с конструктивными или декоративными свойствами:

  1. Преобладание конструктивных свойств бетона, для создания монолитных сооружений разных конфигураций с помощью опалубки (геометрический бетон
    );
  2. Преобладание декоративных свойств смеси: бетон, используемый для отделки и декорирования готовых поверхностей (декоративный бетон
    );
  3. Сочетание конструктивных и декоративных свойств, для создания объемных художественно-декоративных изделий: скульптур, барельефов и дикого камня (скульптурный бетон
    )

Бетон, с преобладанием геометрических свойств, нашёл широкое применение в Германии, как материал решающий многие задачи строительной физики; применяется в строительстве современных зданий, облицовке и создании новых фасадов, внутренней отделки и изменении формы помещений. Долговечность бетонных конструкций, высокопрочные структурные характеристики, разнообразные возможности конфигурации сделали архитектурный бетон наиболее востребованным материалом для возведения больших строительных объектов разнообразных геометрических форм, отливаемых при помощи опалубки.

Технологии декоративного бетона были запатентованы в США в 60-е годы XX столетия. Используется штампованный (stamped), напылённый (spraying) и цветной бетон для покрытий. Декоративные свойства бетона применяются для имитации натуральной каменной кладки (отделка внутренних и внешних стен). Характерной особенностью применения декоративного бетона является использование готовых резиновых и пластиковых форм с разными текстурами — матричная отделка. Для большей реалистичности поверхности натурального камня бетон окрашивается специальными красителями.

На территории России архитектурный бетон стал широко использоваться в строительстве для отливки монолитных стен, для отделки поверхностей, а также для создания объемных художественно-декоративных изделий: скульптур, барельефов и имитации природного камня. Скульптурный бетон отличает ручной способ создания формы и текстуры поверхности. Такие изделия обладают эстетической выразительностью, являются авторской работой и несут художественную ценность — относятся к искусству к предмету скульптуры.

«Архитектурный бетон» – прогрессивная технология строительства

Современные конструкции из монолитного железобетона, создаваемые с помощью инновационных технологий, могут стать оригинальным архитектурным решением.

Так, технология «архитектурного бетона» позволяет использовать бетонные поверхности в качестве средства моделирования. Сегодня бетон, как материал, способный принять любую желаемую форму, востребован архитекторами для реализации самых смелых идей.

Особенности применения

Под собирательным термином «архитектурный (или лицевой) бетон» следует понимать запланированную бетонную поверхность. Перед тем как приступить к разработке конкретного проекта с применением технологии «архитектурного бетона», следует получить исчерпывающие ответы на следующие вопросы:

1. Какие принципиальные особенности здания должен продемонстрировать «лицевой бетон»?

2. Какие требования предъявляются к опалубке для проектирования бетонных поверхностей?

3. Что необходимо для производства и укладки бетонной смеси?

«Лицевой бетон» может применяться для создания бетонных поверхностей в различных областях строительства: при возведении высотных зданий – как элемент фасада, а также при сооружении надстроек, колонн, стен, лестниц, шумозаградительных стен, опор мостов, причалов, при создании многоуровневых паркингов.

Сегодня нет четких норм и правил по применению «архитектурного бетона», поэтому следует уделять особое внимание требованиям заказчика на стадии проработки проекта, для того чтобы избежать недоразумений и споров после получения результата.

В действующем ТКП 45–5.03–131–2009 «Монолитные и железобетонные конструкции. Правила возведения» выделены 4 класса бетонных поверхностей: А, Б, В, Г. Согласно данному документу к получаемым бетонным поверхностям класса А предъявляются повышенные требования. Для бетонных поверхностей данного класса недопустимы раковины, а также околы ребер бетона, имеющие глубину более 2 мм и длину более 20 мм. Допускается наличие на бетонной поверхности следов от опалубки, отверстий для тяжей. Для выполнения всех требований ТКП необходимо шлифование выступов и шпатлевание местных впадин. Также в документе указаны нормы для прямолинейных поверхностей, что значительно ограничивает применяемость бетона. Однако в ТКП отсутствуют рекомендации по технологии создания бетонных поверхностей, поэтому следует рассмотреть европейский опыт строительства с использованием данного метода.


В Германии под руководством Немецкой ассоциации бетона (DBV) был разработан кодекс «Архитектурный бетон», в котором выделены 4 класса бетона:

SB1 – бетон с низкими требованиями к поверхности (используется при возведении подвалов, подземных гаражей);

SB2 – бетон с нормальными требованиями к поверхности (используется при возведении гражданских сооружений, лестниц);

SB3 – бетон с повышенными требованиями к поверхности (используется при возведении внешних фасадов зданий и сооружений);

SB4 – бетон с особо высокими требованиями к поверхности (используется при возведении особо значимых общественных зданий).

Для каждого класса кодекс выставляет ряд требований. Так, для того чтобы получить класс SB4, необходимо выполнить нормы по следующим показателям:

текстуре;

пористости;

цвету бетона;

структуре поверхности;

классу применяемой опалубки.

По нормам данного документа, поверхность бетона должна быть гладкой, а выступы цементного молока в швах опалубки не должны превышать 3 мм. Определенные требования предъявляются и к карте швов. Доля поверхности, покрытой порами, не должна превышать 0,3–0,6% от общей площади покрытия. В кодексе указаны ограничения по допустимым погодным условиям для проведения работ, а также по составу бетонной смеси. Кроме того, в нем определены схема устройства опалубки для проработки карты швов и состав используемой фанеры, а также предусмотрено создание тестовых участков для получения поверхности с необходимыми характеристиками.

Согласно кодексу область применения «лицевого бетона» практически не ограничена. Однако в использовании данной технологии выделяются два основных направления:

1) применение «лицевого бетона» в качестве наружной поверхности в административных зданиях, при возведении которых требования к ней максимальны (торговые и бизнес-центры, учреждения образования). Используются классы поверхностей SB3-SB4;

2) применение в областях строительства, в которых не предъявляются столь высокие требования к бетонной поверхности (создание паркингов, опор мостов, причалов, тоннелей, переходов). Используются классы SB1-SB2.

В случае если требования к качеству бетонного покрытия максимальны, при разработке опалубки необходимо учитывать конкретные пожелания архитектора. Добиться желаемого «рисунка» поверхности можно благодаря использованию заранее проработанной схемы швов опалубки и отверстий от тяжей.

«Лицевой бетон» позволяет придавать поверхности определенную фактуру. Данное качество материала особенно значимо в случае, если речь идет о таких промышленных зданиях или их отдельных участках, конструкциях, при создании которых важна общая выразительность архитектурного облика.

Для получения необходимых характеристик поверхности большое значение имеют качество и состав бетона, а также технология его укладки. Правильно уложенный бетон имеет однородный цвет и структуру. Кроме того, от состава бетона напрямую зависят цвет и фактура получаемой поверхности.

При использовании технологии «лицевого бетона» требуется применение опалубки, без которой невозможно создать необходимую геометрию возводимого объекта, и детальная проработка всех узлов. Следует отметить, что возведение конструкций с применением «архитектурного бетона» требует наличия достаточного опыта работы с данной технологией.

Сегодня в странах Европы технология «лицевого бетона» становится все более востребованной, о чем свидетельствует большое число крупных объектов, построенных с использованием данного метода, например:

— музей Mersedes-Benz в Штутгарте (Германия);

— аэропорт Toulouse-Blagnac (Франция);

— отель Blue Heaven Hotel во Франкфурте-на-Майне (Германия);

— бизнес-центр White Wind Office Building в Риге (Латвия);

— аэропорт в Таллинне (Эстония).

По оценкам специалистов, в настоящее время строительный комплекс Беларуси достиг такого уровня, при котором возможно широкое применение технологии «архитектурного бетона» в различных областях строительства.

У вас есть павильон в Севастополе — но Вас не устраивает состояние ремонта. Строительная компания Пенобетонстрой выполнит ремонт и строительство коммерческой недвижимости в Крыму — все строительные работы выполняются качественно и в срок.

Методы приготовления архитектурного бетона

Архитектурный бетон может быть изготовлен только на специализированном производстве. Он требует четкого соблюдения пропорций и технологических мероприятий. В самом начале сухие компоненты для приготовления просеивают через сито, затем спешивают с цементом. После этого в смесь всыпают краситель и некоторые улучшающие добавки.

Очень важно все тщательно перемешать, чтобы получить однородную массу. В ней делают углубление, в которое добавляют жидкость

Учитывайте, что марка цемента во многом определяет дальнейшие пропорции добавок. Чтобы улучшить эксплуатационные свойства бетона, к нему добавляют ряд компонентов: пластификаторы, адгезивы и антивспениватели.

Архитектурный бетон обладает несколькими способами приготовления. Конкретные технологии зависят от того, какой материал вы хотите получить. Выделяют следующие варианты приготовления:

  • Тиснение. Наиболее популярный способ приготовления архитектурного бетона. Готовую смесь погружают в специальную матрицу. Готовыми материалами чаще всего отделывают вертикальные поверхности. Также архитектурный тисненый бетон может использоваться для укладки придомовых и садовых дорожек. Рисунок обычно делается по непросохшему бетону – так пигмент проникает глубже. Чтобы бетон застыл, его обрабатывают специальными пропитками.
  • Вибропрессование. Еще один популярный способ изготовления архитектурного бетона. Чаще всего из такого материала делают тротуары, брусчатку и другие предметы декора. Благодаря данному методу удается создать различные рельефы и формы – все то, что захочет заказчик. Чтобы цементная смесь застыла, на нее воздействуют вибрацией.
  • Прессование. Данный метод требует применения специальной техники. Без гидравлического пресса и формы невозможно сделать фигуры. Обычно при помощи прессования делают тонкостенные изделия. Учитывайте, что здесь применяют только высококачественное сырье. Это позволяет сделать изделие долговечным и прочным. Данный метод обладает низкой производительностью, производство одной единицы продукции занимает много времени. Из-за этого подобные материалы обладают высокой стоимостью.
  • Литье. Данный метод является самым эффективным. С его помощью удается быстро получить изделия любых форм и размеров. Здесь не нужна вибрация, для приготовления достаточно заранее подготовить смесь из полимербетона и гипсобетона.

Нужна ли помощь при работе?

Чтобы легче было справляться с нагрузками, рекомендуется выполнять работы вчетвером.

Первый человек занимается размещением антиадгезива на матрицах и на состав бетона, разравнивает его, а также контролирует недоработки, может помогать остальным членам команды.

Второй человек занимается конкретно матрицами, ведь от начальной точки будет зависеть вся окончательная работа. Главное — помнить, что укладка матриц должна быть стык в стык, чтобы избежать в орнаменте ненужных швов.

Для маленьких по объему рабочих поверхностей достаточно использовать и 3 матрицы.

При работе с архитектурным бетоном используются специальные матрицы.

Укладывать их необходимо по очереди: первую, вторую, третью, а затем, освободив первую, опять начинать по кругу.

Третий человек предназначен для работ по вдавливанию матриц. Работать ими следует так, чтоб вдавливание происходило только вертикально, при этом не применяя излишней силы. В целом, если объективно судить, то первый и второй рабочий процесс может выполнять один человек.

Четвертый человек должен аккуратно вынимать матрицы из состава бетона. Это достаточно щепетильная работа, так как тут необходимо контролировать, чтобы не нарушился рисунок, а края матрицы не всасывались. После того как рельефная плита будет извлечена, она передается первому рабочему, который делает новый пресс.

После окончания нанесения рисунка посредством матриц на бетон ему дают время около суток для сушки. Далее поверхность нужно промыть и лучше всего для этой цели использовать моечную машину с давлением в 200 атмосфер. Но эти работы следует проводить очень аккуратно, так как сильной струей можно повредить поверхность бетона. Эта процедура предназначена для того, чтоб избавиться от излишков антиадгезива. Если есть желание придать оригинальности, то можно при помощи регулировки расстояния (между гладью и водяной форсункой) вымывать не весь порошок, оставляя его в швах и углублениях. Таким образом, архитектурный бетон приобретает вид старения и ему добавляются в текстуре тени.

После того как бетонная поверхность высохнет после водных процедур, ее вскрывают защитным покрытием. Такие растворы продаются в строительных магазинах. Специалисты рекомендуют использовать 4,5 литра раствора на 20 м² пространства. Для более качественной проработки требуется два слоя, которые должны ложиться перпендикулярно один другому. Необходимо контролировать, чтоб в углах не скапливались остатки. После чего полу дают время высохнуть.

Вернуться к оглавлению

Области применения декоративного бетона

Архикамень используется для выполнения самых разных задач. Наиболее распространен при оформлении приусадебных участков (скульптуры, ограждения, архитектура малых форм и т.д.), изготовлении тротуарной плитки, внешней и внутренней отделки зданий и помещений, создании бордюров, ступеней, колонн, различных рельефов и т.д.

Современные производители предлагают необычные виды материала. Так, если в процессе замеса в качестве наполнителя взять стекловолокно диаметром в диапазоне от 2 микрон до 1-2 миллиметров, добавив в объеме 5% от общего состава смеси, можно получить эффект светопропускания.

Материал получается довольно дорогим, такой архитектурный бетон монтаж требует профессиональный, так как при неправильной работе потерять конструкцию стоимостью около 3000 евро за кубометр довольно накладно. Такой архикамень можно изготовить и своими руками.

Что можно сделать из арт-бетона:

Дорожки

Создаются разными способами: можно залить материал сплошным слоем, а потом воспользоваться штампами и выбить нужный рисунок либо отлить плиты и уложить их рядами. Чтобы сделать дорожку, сначала размечают территорию, удаляют верхний слой почвы толщиной до 10 сантиметров, устанавливают опалубку и армирующие сетки (при необходимости), засыпают щебень, выливают раствор, оформляют его.

Заборы

Для сооружения ограждения изготавливают столбы и плиты, отливая их из раствора. Обычно поверхность декорируют штамповкой или другими способами.

Скульптуры

Смотрятся очень эффектно и позволяют создать оригинальный вид участка. Для изготовления полых внутри скульптур сначала сваривают из арматуры каркас, обматывают его сеткой внахлест, выкладывают бетон, лепят мелкие детали, окрашивают в нужный цвет.

Отделка стен

Выполняет не только эстетическую функцию, но и защищает помещение от воздействия внешних факторов, утепляет. Работы выполняются достаточно просто: поверхность очищается от грязи и пыли, сушится, покрывается несколько раз грунтовкой, сушится, шпателем наносится , потом обрабатывается по желанию.

Виды архитектурного бетона

Материал, используемый для создания декоративных элементов фасада или отдельных, самостоятельных композиций, служащих для создания архитектурно-художественного облика здания или прилегающей территории — это архитектурный бетон.

От обычного строительного материала его отличает наличие специальных добавок, изменяющих фактуру и делающих бетон более пластичным и устойчивым к внешним воздействиям. Бетон для декоративных работ обладает специфическими качествами:


Архитектурный бетон — применение

  • Мелкозернистая структура позволяет добиваться гладких поверхностей.
  • Материал имеет низкую степень гигроскопичности, поэтому в нем отсутствуют процессы карбонизации, изменяющие структуру и прочность.
  • Высокая устойчивость к атмосферным воздействиям, в частности, к влиянию ультрафиолета.
  • Морозоустойчивость, прочность.
  • Пластичность материала позволяет использовать разнообразные приемы работы, позволяющие получать изделия, приближающиеся по своим качествам к скульптурам или декоративным элементам из природного камня.

Возможности, которыми отличается архитектурный бетон, существуют благодаря его составу. В качестве наполнителя может быть использован мелкий щебень из мрамора или гранита, пластификаторы, красящие пигменты, прочие компоненты. В этом отношении состав архитектурного бетона не имеет фиксированного перечня составляющих и может быть трансформирован в процессе приготовления смеси так, как этого требует специфика выполняемой работы. Такие особенности материала высоко оценены специалистами по созданию лепнины, различных рельефных изображение и прочих украшений.

Литература

  1. Краткий словарь по эстетике
  2. Некрасова Н. А., Некрасов С.И., Садикова О.Г.
    Тематический философский словарь: Учебное пособие – М.: МГУ ПС (МИИТ), 2008. — 164 с.
  3. Федеральный закон 169-ФЗ. Об архитектурной деятельности в Российской Федерации
  4. Шильд Е.
    Строительная физика – М.: Стройиздат, 1982
  5. Корчагина О. А.
    Бетоны и строительные растворы – Тамбов: Издательство ТГТУ, 2004
  6. Левит С. Я.
    Энциклопедия «Культурология XX век» – СПб Университетская книга, ООО «Алетейа», 1998
  7. Баженов Ю. М.
    Технология бетона — 3-е изд. — М.: Изд-во АСВ, 2003 — 500 с.
  8. Новиков И.В.
    Каменные и бетонные работы – М.: Вече, 2006
  9. Иванова И.Н.
    Рисование и лепка – М.: издательский , 2011
  10. Соколов В.Н.
    Лепка фигуры – М.: издательство академии художеств СССР, 1962
  11. Hessenberg K.
    Sculpting Basics – Quarto Publishing plc., 2005
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: