Основное правило бетонирования при монолитной технологии – непрерывность процесса. Поэтому необходимо уделять внимание своевременной подаче качественного бетона к месту его укладки в конструкции, что возможно только на стационарных или мобильных бетонных заводах с налаженной системой производства и контроля качества бетонной смеси, расположенных как можно ближе к строительной площадке. Это требование связано со сроком начала схватывания цемента, которое обычно начинается через_40 – 50 минут с момента затворения его водой и, заканчивается примерно через 1,5 – 2 часа.

Этим же и определяется тот запас времени, который необходим на доставку бетонной смеси к строительной площадке. Если транспортировка осуществляется специально оборудованным самосвалами или бетоновозами, то его время определяется качеством дорог: при хороших дорогах она составляет до 10 км, а при плохих не должна быть больше 3 км.

В последние годы все большее распространение получила поставка бетона на стройки автобетонасместителями с емкостью рабочего барабана 2 – 8 м3, которые на заводах загружают сухой смесью компонентов бетона, а затворение их водой осуществляется при транспортировке с одновременным перемешиванием. Такая технология позволяет увеличить дальность транспортировки до 20 км.

Важным параметром монолитной технологии является подвижность бетонной смеси (удобоукладываемость), которая на стройплощадке контролируется с помощью стандартного конуса (см. иллюстрации). Величина осадки конуса из бетонной смеси должна быть не менее 7-8 см, что хорошо обеспечивает качественную укладку бетона в конструкцию, особенно если она тонкостенная (толщиной 15 – 20 см). Достигается это с помощью применения суперпластификаторов.

Доставка бетонной смеси к непосредственному месту укладки в конструкцию может производится несколькими методами: специальными бадьями с помощью кранов или бетононасосами. Выбор метода определяется особенностью объекта и возможностями строительной организации. Особо важно обеспечение вертикальной транспортировки бетонной смеси при строительстве высотных зданий, когда приходится доставлять ее к месту с перегрузками, так как бетононасосы позволяют поднимать смесь до высоты только 30 – 50 м. высота же таких зданий может достигать 60 – 100 (а иногда и более) метров. Ведется работа над созданием супербетононасосов, которые бы доставляли бетонную смесь без перекачки.

Подготовительные работы перед бетонированием

Перед началом бетонирования конструкции выполняют комплекс работ по подготовке опалубки, арматуры, поверхностей ранее уложенного бетона и основания.

Опалубка

. Прежде всего выверяют установленную опалубку. Геометрические размеры проверяют стальным метром или рулеткой; правильность положения вертикальных плоскостей — рамочным отвесом, горизонтальность плоскостей — уровнем или геодезическими инструментами.

Опалубку и поддерживающие леса тщательно осматривают, проверяют надежность установки стоек лесов и клиньев под ними, креплений, отсутствие щелей в опалубке, наличие закладных частей и пробок, предусмотренных проектом. Проверка и осмотр необходимы потому, что опалубка может деформироваться из-за просадки или вспучивания основания (при оттаивании грунта) или из-за усушки и коробления досок. Отклонения от проектных размеров не должны превышать допусков, приведенных в разделе Классификация опалубки.

Щели шириной более 3 мм и отверстия в деревянной опалубке, через которые может просачиваться цементное молоко, заделывают. Щели от 3 до 10 мм проконопачивают скрученной в жгут паклей, а более 10 мм заделывают деревянными рейками. В опалубке балок и невысоких колонн щели до 10 мм промазывают глиняным тестом. Конопатят щели до промывки опалубки, а промазывают глиной после промывки. Щели шириной до 3 мм затягиваются от разбухания досок при промывке опалубки перед укладкой бетонной смеси.

В металлической опалубке щели и отверстия промазывают глиняным тестом или раствором алебастра.

Перед укладкой бетонной смеси опалубку тщательно очищают от мусора и грязи, а затем обязательно увлажняют во избежание отсасывания опалубкой воды из бетонной смеси.

О приемке опалубки ответственных конструкций пролетом более 8 м и предварительно напряженных конструкций составляют акт.

Арматура

. Установленные арматурные конструкции перед бетонированием также проверяют, а ответственные конструкции принимают по акту. При этом проверяют местоположение, диаметр и число арматурных стержней, а также расстояния между ними, наличие перевязок и сварных прихваток в местах пересечений стержней. Расстояния между стержнями и допускаемые отклонения должны соответствовать проекту.

Сварные стыки, узлы и швы, выполненные при монтаже арматуры, осматривают снаружи. Кроме того, испытывают несколько образцов арматуры, вырезанных из конструкции. Места вырезки и число образцов устанавливают по согласованию с приемщиком работ.

Расстояние от арматуры до близлежащей поверхности опалубки проверяют по толщине защитного слоя бетона, указываемой в чертежах бетонируемой конструкции.

Толщина защитного слоя бетона, мм, для некоторых элементов бетонируемых конструкций следующая (не менее):

Плиты и стены толщиной, см:
до 1010
более 1015
Балки и ребра с диаметром рабочей арматуры до 20 мм и высотой, см:
до 2515
25 и более20
Колонны с рабочей арматурой диаметром до 20 мм20
Балки, колонны и плиты с рабочей арматурой диаметром, мм:
от 20 до 3225
32 и более30
Нижняя арматура монолитных фундаментов:
при наличии подготовки35
при отсутствии подготовки70

Толщину защитного слоя бетона для элементов конструкций, работающих в условиях агрессивной среды, принимают в соответствии с указаниями проекта сооружения. Требуемую толщину такого слоя создают, укладывая под арматуру цементные или бетонные подкладки. Назначение защитного слоя главным образом сводится к предохранению арматуры в конструкциях от коррозии.

Для обеспечения надежного сцепления свежеуложенного бетона с арматурой последнюю очищают от грязи, отслаивающейся ржавчины и налипших кусков раствора пескоструйным аппаратом или проволочными щетками.

Поверхности ранее уложенного бетона

. Для прочного соединения ранее уложенного затвердевшего бетона монолитных конструкций и сборных элементов сборно-монолитных конструкций с новым горизонтальные поверхности затвердевшего монолитного бетона и сборных элементов перед укладкой бетонной смеси очищают от мусора, грязи и цементной пленки. Вертикальные поверхности от цементной пленки очищают в том случае, если это требуется проектом.

Наиболее просто цементную пленку удалить водяной или водновоздушной струей под давлением 3-5 ат или проволочными щетками сразу после окончания схватывания цемента: в жаркое время через 6-8 ч после окончания укладки, в прохладную погоду — через 12-24 ч. Воду из шланга направляют на бетон под углом 40-50°, при этом наконечник шланга должен находиться от поверхности бетона на расстоянии 40-60 см. Струя воды снимает тонкий слой бетона (1-2 см) и обнажает отдельные зерна крупного заполнителя. Если под действием струи снимается слой большей толщины или получаются отдельные выбоины, обработку на 2-4 ч прекращают. Очищать водой поверхности ограждающих конструкций из легкого бетона не разрешается.

Поскольку к моменту обработки водой бетон обладает весьма малой прочностью (2-3 кг/см2), необходимо принимать меры предосторожности, чтобы не повредить его. Рабочий, обрабатывающий горизонтальную поверхность, должен быть в резиновых сапогах. На обрабатываемую поверхность укладывают специальные трапы (доски), по которым рабочий должен передвигаться.

В затвердевшем бетоне (при прочности 15-25 кг/см2) цементную корку счищают механическими металлическими щетками или (при прочности 50-100 кг/см2) с помощью гидропескоструйных аппаратов или механических шарошек и промывают струей воды. Оставшуюся на поверхности монолитного бетона и сборных элементов воду удаляют.

Основание

. Перед укладкой бетонной смеси на грунт основание специально подготавливают. С него удаляют все глинистые, растительные, торфянистые и прочие грунты органического происхождения; сухой несвязный грунт слегка увлажняют поливкой. Переборы ниже проектной отметки заполняют песком и тщательно уплотняют. Со скального основания удаляют все выветрившиеся частицы; мелкие трещины заделывают цементным раствором, крупные — заполняют бетоном. Переборы ниже проектных отметок выправляют бетоном низких марок. Перед бетонированием скальное основание очищают от грязи, битума, масел, снега и льда.

О готовности основания под укладку бетона составляют акт.

  1. Бетоноведение
  2. Технология изготовления сборных железобетонных конструкций и деталей
      Общие вопросы производства сборного железобетона
  3. Приготовление бетонных смесей
  4. Производство растворных смесей
  5. Транспортирование бетонной смеси
  6. Заготовка арматуры
  7. Опалубка Классификация опалубки
  8. Установка опалубки
  9. Подготовительные работы
  10. Способы укладки бетонной смеси в опалубку
  11. Подготовка форм, формование бетона и твердение изделий
  12. Армирование и формование предварительно напряженных изделий
  13. Особенности производства различных видов бетонных и железобетонных изделий
  14. Бетонирование различных конструкций
  15. Бетонные работы в зимних условиях
  16. Производство сборных конструкций и деталей из легких бетонов
  17. Производство сборных изделий из плотных силикатных бетонов и бетонов на бесклинкерном вяжущем
  18. Производство бетонных и железобетонных изделий на полигонах
  19. Общие правила техники безопасности и противопожарные мероприятия на строительной площадке
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: