Стыковка арматуры внахлест без сварки

  • Монтаж. Использование неповоротливых гидравлических прессов и насосных станций давления
    Обжимное муфтовое соединение арматуры нельзя назвать технологией

    , которая повторяет заявленное качество вне зависимости от условий эксплуатации. Имеются случаи агрессивного поведения гидроприводов, которые норовят пробиться каску работающему персоналу и учинить травму на производстве.

    4) Резьбовые механические соединения арматуры Ancon

    Инновационное резьбовое соединение арматуры без сварки, благодаря множеству положительных моментов, быстро завоевала доминирующую позицию на соответствующем рынке и повсеместно используется для сооружения многоэтажных зданий, атомных и гидроэлектростанций, мостов и прочих массивных строительных объектов (I и II уровня ответственности).

    В отличие от устаревших методов (сварка, вязка), резьбовое соединение продольной арматуры без сварки используется с арматурными стержнями различного диаметра.

    Применение резьбовых соединений арматуры в монолитных конструкциях обеспечивает дополнительную прочность, а также экономит металлопрокат (до 20%). Технология также повышает сейсмостойкость и долговечность ЖБИ, одновременно уменьшая нагрузку на фундамент. Такие способы соединения арматуры позволяют сократить время монтажа, заметно снизив общие сроки строительства.

    Виды соединения арматуры Ancon

    Механическое соединение арматуры Ancon CXL с параллельной резьбой Муфты соедетельные для арматуры Ancon CXL предназначены для поперечного соединения несущей арматуры. Имеют самые малые габаритные размеры, в тоже время обеспечивают равнопрочное соединение строительной арматуры. Диаметры соединяемой арматуры – 12; 16; 20; 25; 28; 32; 36; 40; 50. для соединения прутков металлопроката разного диаметра возможны переходные муфты для арматуры.

    Стыковка арматуры Ancon TT с конической резьбой Муфты для механического соединения арматуры с конической резьбой разработаны для использования в подавляющем большинстве случаев, в которых необходимо выполнить соединение арматурных стержней. Муфты предназначены для установки на стержни диаметром от 12 до 50мм.

    Способ соединения арматуры Ancon MBT Безрезьбовые механические муфты предназначены для соединения неподготовленной арматуры диаметром от 10 до 40 мм. Арматура закрепляется внутри муфты при помощи двух фрикционных накладок и по мере затяжки срезных болтов их конические торцы врезаются в материал стержней. Муфты для стыковки арматуры МВТ особенно удобны в тех случаях, когда арматура уже установлена в конструкции.

  • Виды приспособления для вязания

    Строители с опытом утверждают, что неважно, каким приспособлением для вязки арматуры пользуется специалист при подготовке каркаса под бетонирование. В этом процессе важно умение, а поэтому тратить деньги на дорогое оборудование не стоит

    Умелому монтажнику будет достаточно обычного крюка для вязания арматуры.

    Вязальные крюки бывают трех видов.

    Обычные

    Самый простой и дешевый инструмент, но при этом он очень эффективен в опытных руках. Промышленным образом его изготавливают из стальной проволоки, загибая в нескольких точках под нужным углом и затачивая конец на конус. Стержень свободно вращается в ручке.

    Такая форма была выработана годами практики, и как оказалось, самые простые решения – самые эффективные.

    Полуавтоматические

    В полуавтоматическом крючке внутри ручки устроена резьба, которая обеспечивает вращение основания при вытягивании инструмента на себя. Такая конструкция, при определенной сноровке, позволяет завязать узел в одно движение.

    Вязальный крючок для арматуры полуавтоматического типа заметно повышает производительность труда при сборке каркасов.

    Автоматические

    Это устройство разработано для выполнения больших объемов работ профессиональными строителями, но, ввиду большого количества нареканий, автоматический крючок не пользуется популярностью на стройке. Основные претензии связаны со следующими недостатками:

    • автоматический крючок слишком тяжелый, для работы с ним нужна большая физическая сила;
    • для вязки каркаса автоматом используется можно использовать лишь вид проволоки;
    • при смещении прутков относительно друг друга, автомат может давать осечки и не завязывать проволоку в нужном месте;
    • при подготовке автомата к работе, тратится много времени на установку катушки с проволокой;
    • стоимость аппарата очень высокая;
    • использовать автомат в дождливую погоду нельзя.

    Учитывая внушительный список недостатков, становится понятно, почему строители отказываются от механического способа вязки арматуры. На практике, если строители хотят механизировать процесс, они используют шуруповерт и самодельную насадку в виде крючка.

    Чтобы вязать арматуру, используют отожженную проволоку диаметром от 1,2 до 1,5 мм. При высоких прочностных характеристиках на разрыв, эта проволока легко гнется, благодаря чему монтажнику просто сформировать надежный узел.

    Способы соединения арматуры для фундамента

    Армирование бетона в фундаментных каркасах частных застроек проводят стальной арматурой номинальным диаметром 12-16 мм. Арматура профильного сечения предпочтительней гладких прутьев благодаря более высокой степени сцепки с бетоном. Рассмотрим основные виды соединений арматуры в ленточном фундаменте.

    Соединение сваркой

    Сварочное соединение выполняется электродуговой или контактной сваркой. Преимуществами сварки при сборке каркаса фундамента считаются:

    • Высокая производительность;
    • Низкая трудоемкость;
    • Возможность правильно соединять арматурные стержни больших диаметров, которые соединять другими способами довольно сложно.

    К недостаткам сварки стержневой системы фундамента относят следующие факторы:

    • Не всякий тип металлической арматуры допущен ГОСТами для соединения сваркой;
    • Потеря прочностных свойств стали в рабочей зоне сварки;
    • Подверженность сварных швов коррозии;
    • Отсутствие люфта в жестких сварочных соединениях не допускает возможности смещений прутьев в каркасе при меняющихся нагрузках, свойственным сложным грунтам. При повышенных нагрузках, вызванными смещениями фундамента в грунте, сварные точки лопаются, нарушая целостность системы.

    В силу сказанного, сварной метод соединения арматуры для индивидуального строительства практически непригоден, уступая лидерство вязке проволокой.

    Резьбовое соединение

    Резьбовое соединение с использованием соединительных резьбовых муфт.

    Наиболее распространена технология с применением конических резьбовых соединений. Основными преимуществами резьбовых соединений в муфтах являются:

    • Упрощение монтажа арматурного каркаса и ускорение работ по установке стержневой системы. Стыковка двух сопрягаемых стержней занимает максимум 5-10 минут;
    • Упрощен контроль качества стыков арматуры;
    • Равнопрочность соединения с основным материалом.

    К недостаткам резьбовой технологии, делающих ее нецелесообразной в частном домостроении, относятся:

    • Задействование специального оборудования для подготовки резьбы;
    • Повышенные требования к квалификации персонала.

    Соединение специальными скрепками

    Внимание! Не соединяйте стальную арматуру с помощью пластиковых (нейлоновых) хомутов, как советуют некоторые “мастера”. Пластиковый хомут не выдержит нагрузки при заливке, особенно при низкой температуре.

    Проволочные скрепки изготавливают из пружинной проволоки марок П1 и П2 диаметром 1,6-1,8 мм.

    Данные способы соединения по стоимости материалов и степени надежности соединения до заливки проигрывают способу вязки проволокой.

    Вязка проволокой

    Вязка проволокой арматуры ленточного монолита наиболее популярна в частном строительстве по сравнению с другими способами соединения. Суть технологии вязки заключается в проволочной фиксации взаимно-перпендикулярных (крестообразных) и параллельных соединений стержней каркаса фундамента. Преимущество проволочной технологии заключается в следующем:

    • Отсутствие высокотемпературного воздействия на арматуру позволяет сохранить структуру материала;
    • Обеспечена жесткость конструкции при одновременной эластичности и гибкости каркаса;
    • Возможность применения стальной арматуры, не предназначенной к сварочному соединению;
    • Простота и доступность специального инструмента;
    • Отсутствие специальных требований к квалификации арматурщика;
    • Возможность вязать прутки непосредственно на стройплощадке, а не только в специализированных цехах.

    К недостаткам связочной технологии относятся:

    • Чрезвычайно низкая производительность;
    • Непостоянство качества исполнения каждого узла;
    • Возможность смещения узла вязки.

    Каждый из названных недостатков по-своему решается. Применение специальных пистолетов способствует повышению интенсивности работы и унификации результатов затяжки поволоки. Правильно примененная арматура кольцевого и серповидного профилей препятствует смещению узлов.

    Чтобы правильно изготовить армированный каркас ленточного основания, его необходимо вязать с использованием вязальной проволоки ГОСТ 3282-74 «Проволока стальная низкоуглеродистая общего назначения. Технические условия», прошедшей термообработку обжигом. Отожженная проволока отличается мягкостью на изгиб, но достаточно прочная для растягивающих усилий.

    Оптимальными размерами проволоки для вязки арматуры каркаса частного дома (диаметр до 16 мм) специалисты-практики считают диаметр 1,2-1,4 мм. Более толстая проволока уже будет плохо гнуться, при использовании материала диаметром менее 1,2 мм рекомендуется тонкую проволоку сложить в несколько раз.

    Инструмент для ручной вязки

    Ручная вязка стержневых элементов каркаса ленточного фундамента производится в точках их крестообразного пересечения и выполняется крючком или арматурными кусачками.

    В качестве инструмента используется либо самодельный крюк, либо крючок заводского исполнения, позволяющий затрачивать минимум физических усилий одного человека при выполнении скрутки вокруг крестообразного узла арматуры. Умельцы умудряются правильно вязать каркас даже при помощи загнутого буквой Г длинного гвоздя или сварочного электрода – «четвертки».

    Вязать арматуру «помогают» такие инструменты:

    Самодельные крюки — ручные приспособления, изготавливаемые «умельцами» из подручных материалов непосредственно в цехе или на стройплощадке.

    Материалы изготовления – гвозди, электроды, арматура.

    Крюки вязальные заводского исполнения, нашедшие широкое применение при подготовке ленточных фундаментов. Крюки отличаются углом изгиба крючка и формой ручки. Встречаются механические крючки со встроенной в ручку спиралью. При вязке вращать их не нужно, достаточно крючок тянуть вверх. Ручка начнет скользить по винтовой канавке и провернет крючок.

    Арматурные кусачки.


    Профессиональный инструмент – пистолет для вязки арматуры.

    Порядок выполнения вязки арматуры проволокой

    Арматурный каркас вяжется либо в траншее, либо снаружи и затем опускается в траншею. Второй способ предпочтительнее. Чтобы повысить производительность работ при ручной вязке каркаса и обеспечить точность сборки, используются несложные шаблоны по типу козелков или верстаков. Чаще всего шаблонами служат деревянные подставки, в которых просверлены специальные отверстия и пазы для размещения и фиксации в них продольных и поперечных арматурных стержней. По уложенным стержням раскладывают нарезанные заранее проволочные хомутики, которыми выполняется вязка каркаса. Ширина шаблонов для ручной вязки составляет от 30 до 50 см, длина – не более 3 метров. Соответственно, арматурные прутья для сборки подготавливаются двух типоразмеров с припусками 10-15 см для выхода свободных концов из отверстий на шаблонах.

    Более подробно смотрите в видео:

    Для ускорения заготовки проволочных хомутов можно порезать бухту болгаркой поперек на хомуты нужной длины. Самодельные верстаки-шаблоны позволяют правильно вязать как горизонтальные плоские арматурные сетки из 3-4 продольных прутьев, так и пространственные двухрядные каркасы. В этом случае для сборки горизонтальных сеток в двухрядную конструкцию используются самодельные подставки квадратного или прямоугольного сечения, в обиходе называемые «лягушками». Соединение подставок с горизонтальными сетками выполняется также вязкой проволокой.

    Пошагово процесс ручной вязки двух прутьев выглядит следующим образом.

    Схема вязки арматуры

    1. Проволочный хомутик складывается пополам.
    2. Левой рукой берется проволока, в правую руку берется вязальный крючок.
    3. Проволока диагонально проводится под крестообразным соединением стержней.
    4. Вязальный крючок вставляется в петлю хомутика (поз. 1 на рисунке).
    5. Проволокой полностью на один оборот огибается соединение.
    6. Свободный кончик хомута накладывается на крючок (поз. 2).
    7. Крючок начинают вращать по часовой стрелке, заматывая концы хомута и петлю в единую скрутку (поз. 3). Для надежного скрепления арматуры достаточно трех оборотов крючка.
    8. Крючок вынимается из петли. Соединение завершено.

    Фиксация арматурных прутков электросваркой

    Стыковка арматуры с использованием электрической сварки применяется в областях промышленного и специального строительства

    При соединении с помощью электросварки важно добиться минимального расстояния между стержнями и зафиксировать элементы без зазора. Повышенная нагрузочная способность зоны соединения, растянутой от действия, достигается при использовании арматурных прутков с маркировкой А400С или А500С

    Профессиональные строители обращают внимание на следующие моменты:

    • недопустимость применения для сварных соединений распространенной арматуры с маркировкой А400. В результате нагрева значительно снижается прочность и повышается восприимчивость к воздействию коррозии;
    • повышенную вероятность нарушения целостности стержней под влиянием значительных нагрузок. Действующие правила разрешают применять электродуговую сварку для фиксации арматуры диаметром до 25 мм;
    • протяженность сварочного шва и класс применяемых прутков взаимосвязаны. Таблица нормативного документа содержит всю необходимую информацию о фиксации стержней с помощью электродуговой сварки.

    Нормативный документ допускает при выполнении сварочных мероприятий применение электродов диаметром 0,4-0,5 см и регламентирует величину нахлеста, превышающую десять диаметров применяемых стержней.


    Арматуру запрещено соединять в местах максимального напряжения стержней и зонах приложения (концентрированного) нагрузки на них

    Штуцерная арматура

    Немецкое происхождение термина «штуцер» от глагола stutzen (подрезать, нарезать) выдает даже его звучание. Так из-за наличия нарезного ствола именовали использовавшиеся для вооружения армий вплоть до XIX столетия мушкеты. В современной технике это существительное применяется для определения короткого отрезка трубы (другими словами ─ втулки) с резьбой на обоих концах, служащего для присоединения труб и трубопроводной арматуры к агрегатам, установкам и резервуарам. В штуцерном соединении присоединительный конец арматуры с наружной резьбой посредством накидной гайки подтягивается к трубопроводу. Его используют для арматуры малого и сверхмалого (с номинальным диаметром до 5,0 мм) диаметров. Как правило, это лабораторная или иная специальная арматура. Например, редукторы, устанавливаемые на баллонах со сжатым газом. С помощью штуцерного соединения в трубопроводные сети «вживляются» различные контрольно-измерительные приборы (КИП), монтируются испарители, термостаты, многие виды оборудования, входящие в состав технологических линий химического производства.

    Основные требования к выполнению соединений нахлестом

    При выполнении вязки стыков арматуры нахлестом существуют определенные строительной документацией правила. Они определяют следующие параметры:

    • Величину накладки стержней;
    • Особенности расположения самих соединений в теле бетонируемой конструкции;
    • Местонахождение соседних перепусков относительно друг друга.

    Учет этих правил позволяет создавать надежные железобетонные конструкции, и увеличивать срок их безаварийной работы. Теперь обо всем подробнее.

    Где располагать при вязке нахлестные соединения арматуры

    СНиП не допускает расположение мест вязки арматуры нахлестом в областях наибольшей нагрузки на них. Не рекомендуется располагать стыки и в местах, где стальные стержни испытывают максимальное напряжение. Все стыковочные соединения прутов лучше всего размещать в ненагруженных участках ЖБИ, где конструкция не испытывает напряжения. При заливке ленточного фундамента перепуски окончаний арматуры разносят в места с минимальным крутящим моментом и с минимальным изгибающим моментом.

    Какую делать величину нахлеста арматуры при вязке

    Поскольку вязка арматуры внахлест определяется технической документацией, то там четко указана протяженность стыковочных соединений. При этом величины могут колебаться не только от диаметра используемых прутов, но и от таких показателей как:

    • Характер нагрузки;
    • Марка бетона;
    • Класс арматурной стали;
    • Мест соединения;
    • Назначения ЖБИ (горизонтальные плиты, балки или вертикальные колонны, пилоны и монолитные стены).

    Сращивание арматурных стержней при выполнении нахлеста

    В целом же протяженность нахлеста прутов арматуры при вязке определяется влиянием усилий, возникающих в стержнях, воспринимаемых сил сцеплением с бетоном, воздействующими по всей длине стыка, и силами, оказывающими сопротивления в анкеровке армирующих прутов.

    Для удобства расчетов нахлеста армирующих стержней при вязке силового каркаса монолитного фундамента предлагаем воспользоваться таблицей с указанными величинами диаметра и их напуска. Практически все величины сводятся к 30-ти кратному диаметру применяемых стержней.

    Величина напуска арматуры в диаметрах
    Диаметр арматурной стали А400, ммВеличина нахлеста
    в диаметрахв мм
    1030300 мм
    1231,6380 мм
    1630480 мм
    1832,2580 мм
    2230,9680 мм
    2530,4760 мм
    2830,7860 мм
    3230960 мм
    3630,31090 мм

    В зависимости от нагрузок и назначения железобетонных изделий длина нахлестных соединений стержневой стали изменяется в сторону увеличения:

    Напуск арматуры в зависимости от назначения ЖБИ
    Вид нагрузкиНазначение ЖБИ
    Горизонтальное использование, в диаметрахВертикальное использование, в диаметрах
    В сжатом бетоне33,8 ᴓ48,3 ᴓ
    В растянутом бетоне47,3 ᴓ67,6 ᴓ

    В зависимости от марки бетона и характера нагрузки, применяемого для заливки монолитной ленты фундамента и прочих железобетонных элементов, минимальные рекомендуемые величины перепуска арматуры в процессе вязки будут следующими:

    Для сжатого бетона
    Диаметр армирующей стали А400 используемой в сжатом бетоне, ммДлина нахлеста армирующих стержней для марок бетона (класс прочности бетона), в мм
    М250 (В20)М350 (В25)М400 (В30)М450 (В35)
    10355305280250
    12430365335295
    16570490445395
    18640550500445
    22785670560545
    25890765695615
    28995855780690
    321140975890790
    36142012201155985
    Для растянутого бетона
    Диаметр армирующей стали А400 используемой в растянутом бетоне, ммДлина нахлеста армирующих стержней для марок бетона (класс прочности бетона), в мм
    М250 (В20)М350 (В25)М400 (В30)М450 (В35)
    10475410370330
    12570490445395
    16760650595525
    18855730745590
    221045895895275
    2511851015930820
    28132511401040920
    321515130011851050
    361895162514851315

    Как расположить друг относительно друга арматурные перепуски

    Для увеличения прочности силового каркаса фундамента очень важно правильно располагать нахлесты арматуры относительно друг друга в обеих плоскостях тела бетона. СНиП и ACI рекомендуют разносить соединения, таким образом, чтоб в одном сечении было не более 50% перепусков

    При этом расстояние разбежки, как определено в нормативных документах, должно быть не менее 130% длинны стыковочного соединения стержней.

    Взаимное расположение арматурных перепусков в теле бетона

    Согласно нормам ACI 318-05 взаимное расположение стыковочных соединений должно находиться на расстоянии не менее 61 сантиметра. Если дистанция будет не соблюдена, то повышается вероятность деформации бетонного монолитного основания от нагрузок, оказываемых на него в процессе возведения здания и его последующей эксплуатации.

    Соединение арматуры — основные способы

    Какая бы арматура ни применялась, ее необходимо между собой соединять. Чем надежнее будет выполнен монтаж арматуры, тем прочнее становится конструкция.
    Существует много различных способов стыковки, здесь будут рассмотрены самые распространенные.

    Виды соединений

    В строительстве соединение арматуры выполняется несколькими способами – механической стыковкой, сварочным методом и креплением внахлест. У каждого из них имеются как положительные моменты, так и отрицательные. Поэтому в любом конкретном случае способ монтажа выбирается индивидуально, но в соответствии с технологическими требованиями.

    Механическая стыковка

    Из-за малого процента потерь на материале, данный вид соединения наиболее часто применяемый. К тому же непрерывное армирование не требует большой квалификации и занимает меньше времени по сравнению со сваркой. Делать монтаж арматуры с помощью механической стыковки можно в любую погоду без ущерба для прочности и надежности соединяемой конструкции.

    Работы по стыковке должны выполнять одновременно два человека. В процессе используется гидравлический пресс, который обжимает муфту, надетую сначала на стальной стержень, а затем в нее вставляется конец другого прута, и также происходит обжатие.

    Соединение внахлест

    При данном способе монтажа наблюдаются значительные потери арматуры – порядка 27 %. Но к нему прибегают в тех случаях, когда нельзя использовать сварку. Не требуется и дополнительных приспособлений – все крепление осуществляется лапками или крюками, что значительно удешевляет процесс.

    Длину, на которую осуществляется внахлест, в каждом конкретном случае определяют, исходя из требований СНиП. При этом на гладкой арматуре наваривают предварительно анкерные устройства, поперечные стержни, петли или крюки. Такое соединение арматуры целесообразно применять на стержнях с диаметром менее 40 мм.

    Монтаж сваркой

    Одним из востребованных способов в строительстве является сварка дугой. Ее используют для стыковки горизонтальных и вертикальных элементов конструкции. Здесь также применяется метод внахлест, но несколько иным способом – с применением дуговых точек или протяженными швами.

    Если работы выполняет сварщик без определенной квалификации, возможно появление трещин на арматуре. Это говорит о том, что неправильно были подобраны электроды либо не выдержан режим сварки. Например, для монтажа вертикально расположенных стержней параметры тока должны быть меньше процентов на 20.

    Типы дуговых сварок

    Монтаж арматуры с помощью дуговой сварки выполняется несколькими способами, имеющими свои специфические особенности. Точечная сварка применяется в местах крестовых соединений. Дополнительным элементом, участвующим в процессе, является еще один стержень стальной арматуры с диаметром порядка 14-40 мм. Многослойные швы выполняются без формующих элементов, но здесь необходим специалист высокой квалификации. Данный способ стыковки применяют для вертикальных соединений, и главный момент здесь – правильно подобрать электрод. Протяжные швы подразделяются на однопроходные и многопроходные. Все будет зависеть от толщины стержней. Применяется данный способ дуговой сварки на любых элементах конструкции.

    Соединение арматуры сварным методом занимает больше времени, чем другие способы стыковки, но также обеспечивает достаточно надежную конструкцию при условии соблюдения токовых режимов.

    Нахлест при разных условиях

    Так какой же нахлест арматуры при вязке? Какие есть точные данные? Начнем с рассмотрения примеров. Первый фактор, от которого зависит нахлест – это диаметр прутьев. Наблюдается следующая закономерность: чем больше диаметр используемой арматуры, тем больше становится нахлест. Например, если используется арматура, диаметром 6 мм, то рекомендуемый нахлест составляет 250 мм. Это не означает, что для прутьев сечением в 10 мм он будет такой же. Обычно, используется 30-40 кратноя величина сечения арматуры.

    Итак, чтобы упростить задачу, используем специальную таблицу, где указан, какой нахлест используется для прутьев разного диаметра.

    Диаметр используемой арматуры А400 (мм)Количество диаметровПредполагаемый нахлест (мм)
    1030300
    1231,6380
    1630480
    1832,2580
    2230,9680
    2530,4760
    2830,7860
    3230960
    3630,31090
    40381580

    С этими данными каждый сможет выполнить работу правильно. Но есть еще одна таблица, указывающая на нахлест при использовании сжатого бетона. Он зависит от класса используемого бетона. При этом чем выше класс, тем разбежка стыков арматуры меньше.

    Сечение арматуры А400, которая используется для работы (мм)Длина нахлеста, в зависимости от марки бетона (мм)
    В20 (М250)В25 (М350)В30 (М400)В35 (М450)
    10355305280250
    12430365355295
    16570490455395
    18640550500445
    22785670560545
    25890765695615
    28995855780690
    321140975890790
    36142012201155985

    Что касается растянутой зоны бетона, то в отличие от сжатой зоны, нахлест будет еще больше. Как и в предыдущем случае, с увеличением марки раствора длина уменьшается.

    Сечение арматуры А400, которая используется для работы (мм)Длина нахлеста, в зависимости от марки бетона (мм)
    В20 (М250)В25 (М350)В30 (М400)В35 (М450)
    10475410370330
    12570490445395
    16760650595525
    18855730745590
    221045895895775
    2511851015930820
    28132511401140920
    321515130011851050
    361895162514851315

    Если правильно расположить нахлест друг относительно друга и сделать его нужной длины, то скелет основания получит значительные увеличения прочности. Соединения равномерно распределяются по всей конструкции.

    Согласно нормам и правилам (СНиП), минимальное расстояние между соединением должно составлять 61 см. Больше – лучше. Если не соблюдать эту дистанцию, то риск, что конструкция при сильных нагрузках и в ходе эксплуатации будет деформироваться, возрастает. Остается следовать рекомендациям, для создания качественного армирования.

    При выполнении мероприятий, связанных с армированием бетонных конструкций, возникает необходимость соединить между собой арматурные стержни. При выполнении работ необходимо знать какой перехлёст арматуры, сколько диаметров по СНиП составляет величина перекрытия прутков. От правильно подобранной длины перехлеста, учитывающего площадь поперечного сечения арматуры, зависит прочность фундамента, или армопояса. Правильно выполненный расчет железобетонных элементов с учетом типа соединения обеспечивает долговечность и прочность объектов строительства.

    Соединение армостержней свариванием

    Для частного строительства сваривание стержней арматуры нахлестом – это дорого, так как класс рекомендуется использовать свариваемый класс А400С или А500С арматуры. При применении прутьев без символа «С» в маркировке приведет к потере прочности и устойчивости к коррозии. Арматуру марки А400С – А500С следует сваривать электродами Ø 4-5 мм.

    Класс арматурыДлина сварного шва в Ø прутьев
    А 400 СØ 8
    А 500 СØ 10
    В 500 СØ 10

    Таким образом, согласно таблице, длина сварного шва при вязании стержней марки В400С должна быть 10 Ø прута. При использовании 12-миллиметровых стержней шов будет длиной 120 мм.


    Сварной стык внахлест

    Анкеровка арматуры. Соединения арматуры. Гнутые стержни

    Требования к анкеровке и соединению арматуры, гнутым стержням установлены в:

    СП 52-101-2003 Бетонные и железобетонные конструкции без предварительного напряжения арматуры , п. 8.3.18-8.3.30

    Пособие к СП 52-101-2003 Пособие по проектированию бетонных и железобетонных конструкций из тяжелого бетона без предварительного напряжения арматуры , п. 5.29-5.41 (2.02 MB; 3y ago ; загрузок: 4086)

    ГОСТ 14098-91 Соединения сварные арматуры и закладных изделий железобетонных конструкций. Типы, конструкции и размеры (простейшее — соединение типа С23-Рэ (47.5 kB; 3y ago ; загрузок: 4156))

    Для удобства работы разработана таблица в MS Excel (72.5 kB; 3y ago ; загрузок: 3023) для определения относительной (в диаметрах) и абсолютной (в мм) длины анкеровки и нахлёста для различных случаев

    Места стыковки

    Пособие по проектированию бетонных и железобетонных конструкций из тяжелых и легких бетонов без предварительного напряжения арматуры (к СНиП 2.03.01-84):

    п.5.47 (5.37) Стыки стержней рабочей арматуры внахлестку не рекомендуется располагать в растянутой зоне изгибаемых и внецентренно растянутых элементов в местах полного использования арматуры. Такие стыки не допускаются в линейных элементах, сечение которых полностью растянуто.

    Гнутые стержни

    Следует различать минимальные радиусы загиба по условиям прочности арматуры и минимальный радиус загиба по условиям прочности бетона в месте изгиба:

    требования к радиусу загиба по условиям прочности арматуры установлены в п.5.41 Пособия (2.02 MB; 3y ago ; загрузок: 4086)

    требования к радиусу загиба по условиям прочности бетона в месте изгиба установлены в п.5.36 Пособия (2.02 MB; 3y ago ; загрузок: 4086)

    Применение в проекте

    Все соединения отдельных стержней арматуры – внахлёстку без сварки. Длина нахлёста арматуры – не менее 46 диаметров арматуры (при количестве стыкуемой в одном расчётном сечении элемента рабочей растянутой арматуры не более 50%) и не менее 76 диаметров арматуры (при стыковке в одном расчётном сечении элемента всей рабочей растянутой арматуры). Стыки арматуры попадают в одно расчётное сечение, если между их центрами менее 60 диаметров стыкуемой арматуры.

    Нижнюю арматуру плит перекрытий и покрытия не допускается стыковать в средней трети пролета. Верхнюю арматуру плит перекрытий и покрытия необходимо стыковать в средней трети пролета.

    Верхнюю арматуру фундаментных плит не допускается стыковать в средней трети пролета. Нижнюю арматуру фундаментных плит необходимо стыковать в средней трети пролета.

    Увеличение расхода арматуры на нахлёсты стержней 2) в размере: 4% для d8, 5% для d12, 6% для d16 учтено в спецификациях для позиций, посчитанных в погонных метрах.

    Минимальный диаметр оправки для арматуры принять в зависимости от диаметра стержня:

    диаметр оправки не менее 5 диаметров стержня при диаметре стержня меньше 20 мм;

    диаметр оправки не менее 8 диаметров стержня при диаметре стержня больше или равном 20 мм.

    1) применимо для арматуры класса А500С и бетона класса B30

    2) определяется по формуле: Lнахлёста /11700, где Lнахлёста — длина нахлёста в мм

    Armin. -02-04 15:04

    По поводу соединений стержней внахлестку без сварки.В новой нормативной литературе (СП 52-101-2003, Пособие к СП 52-101-2003 и пр.) особо не оговаривается, тем не менее в старом пособии была рекомендация по поводу мест стыковки.

    Пособие по проектированию бетонных и железобетонных конструкций из тяжелых и легких бетонов без предварительного напряжения арматуры (к СНиП 2.03.01-84)п.5.47 (5.37). Стыки стержней рабочей арматуры внахлестку не рекомендуется располагать в растянутой зоне изгибаемых и внецентренно растянутых элементов в местах полного использования арматуры. Такие стыки не допускаются в линейных элементах, сечение которых полностью растянуто.

    Соответственно пишу в общих указаниях в дополнение к указанному пишу (для плит перекрытия): Нижнюю арматуру плиты допускается стыковать за исключением зон в средней трети пролетов с перепуском ____. Верхнюю арматуру допускается стыковать в средней трети пролета с перепуском _____.

    Для фундаментных плит, соответственно наоборот.

    Dmitry Rudenko. -02-04 15:11

    Спасибо, ценное замечание

    Соединение арматуры разных диаметров. Диаметр арматуры. Armatura-Tonna.ru

    СОЕДИНЕНИЯ АРМАТУРЫ – ИНТЕРЕСНОЕ

    По длине стержни горячекатаной арматуры в обычном железобе­тоне соединяются, как правило, с помощью сварки независимо от способа образования каркаса.

    Все сварные соединения в зависимости от места их выполнения делятся на:

    – сварные соединения, выполняемые в заводских условиях;

    – сварные соединения, выполняемые в условиях стройплощадки.

    Сварные соединения, выполняемые в заводских условиях. Разли­чают два основных их типа:

    А. Контактная электросварка встык (или контактная стыковая электросварка) предназначена для соединения заготовок арматур­ных стержней, приварки к стержням коротышей большего диаметра и т. п. Выполняется на специальных сварочных машинах. Прочность такого соединения по­лучается даже выше, чем прочность самих стыкуемых стержней. Этим способом может производиться соединение стержней диамет­ром от 10 до 80 мм.

    Рис. 3.5. Сварные стыковые соединения арматуры: а — контакт­ная электросварка встык; б — дуговая ванная сварка в инвентарной форме; в — дуговая сварка с накладками с четырьмя фланговыми швами; г — то же, с двумя фланговыми швами; д — размеры свар­ного шва; е — сварное соединение в тавр стержней с пластиной; ж — сварное соединение внахлёстку стержня с пластиной

    При соединении стержней арматуры классов A240, А300, A400, А500, A600, А800, A1000 разных диаметров должно соблюдать­ся условие d1 /d2 ≥ 0,85.

    Б. Контактная точечная электросварка используется для соеди­нения отдельных стержней в местах их пересечения при изготов­лении сеток и каркасов, В этих случаях применяют стержневую арматуру классов A240, A300, A400 и проволочную класса В500. Качество точечной электросварки зависит от соотношения диа­метров свариваемых поперечных и продольных стержней. Оно должно быть в пределах d1 /d2 = 0,25. 1.

    Сварные соединения, выполняемые в условиях стройплощадки. Ограничимся рассмотрением двух типов таких соединений.

    А. При монтаже арматурных изделий и сборных железобетон­ных конструкций для соединения встык как горизонтальных, так и вертикальных стержней (или выпусков) арматуры классов A240, A300, A400 диаметром 20 мм и более применяют электродуговую ванную сварку в съёмных инвентарных медных формах или на стальной скобе-подкладке (рис. 3.5б). Принцип электродуговой сварки осно­ван на образовании электрической дуги между свариваемым метал­лом и электродом. В зазор 10. 15 мм между свариваемыми стерж­нями помещается гребёнка электродов. При прохождении электри­ческого тока между гребёнкой и формой возникает электрическая дуга. В результате этого образуется ванна расплавленного метал­ла, которая разогревает и плавит торцы стыкуемых стержней. При этом расплавленный металл электродов и стержней образует свар­ной шов.

    Б. Если диаметр соединяемых стержней менее 20 мм, то при­меняют дуговую сварку стержней четырьмя фланговыми швами с использованием круглых накладок (рис. 3.5 в). Этим способом мо­гут соединяться стержни диаметром от 10 до 80 мм, начиная от класса A240 до класса A500 включительно. Допускается применять и односторонние сварные швы с удли­нёнными накладками (рис. 3.5. г). При этом должны быть соблюде­ны следующие требования к размерам сварного шва: b≥ 10 мм и b≥ 0,5d ; h ≥ 4 мм и h ≥ 0,25d, где b — ширина шва; h — глубина шва (рис. 3.5д ).

    Соединение стержней в тавр с пластиной толщиной δ = 0,75d (из листовой или полосой стали) выполняют автоматической дуговой сваркой под флюсом (рис. 3.5е). Соединение внахлёстку арматур­ных стержней диаметром 8. 40 мм с пластиной или плоскими эле­ментами проката выполняют дуговой сваркой фланговыми швами (рис. 3.5 ж).

    Сварные соединения способствуют рациональному расходу стали и использованию отходов арматуры.

    Стыки арматуры внахлёстку без сварки. Стержневую армату­ру классов A240, А300, A400 допускается соединять внахлёстку без сварки с перепуском концов стержней на 20. 50 диаметров в тех ме­стах железобетонных элементов, где прочность арматуры исполь­зуется не полностью. Однако такой вид соединения стержневой ар­матуры вследствие излишнего расхода стали, и несовершенства кон­струкции стыка применять не рекомендуется.

    Внахлёстку можно выполнять стыки сварных и вязаных карка­сов и сеток в направлении рабочей арматуры (рис. 3.6).

    Рис. 3.6. Стыки сварных сеток в направлении рабочей арматуры: а — при гладких стержнях, когда поперечные стержни расположе­ны в одной плоскости; б, в — то же, когда поперечные стержни рас­положены в разных плоскостях; г — при стержнях периодического профиля, когда в пределах стыка поперечные стержни отсутствуют в одной из стыкуемых сеток; д — то же, когда в пределах стыка поперечные стержни отсутствуют в обеих стыкуемых сетках; l — длина перепуска сеток; d, d1 — соответственно диаметры рабочей и распределительной арматуры

    При этом диаметр рабочей арматуры должен быть не более 36 мм. Длина пе­репуска (нахлёстки) стыкуемых стержней, каркасов, сеток в рабо­чем направлении определяется расчётным путём.

    Поперечные стержни соединяемых сеток могут располагаться в разных плоскостях (рис. 3.6б, в) или в одной плоскости (рис. 3.6а). В каждой из соединяемых в растянутой зоне сеток на длине нахлёст­ки должно быть расположено не менее двух поперечных стержней, приваренных ко всем продольным стержням сеток. Такие же типы стыков применяются и для стыковки внахлёстку сварных каркасов с односторонним расположением рабочих стержней из всех видов ар­матуры; при этом на длине стыка устанавливают дополнительные хомуты или поперечные стержни с шагом не более 5 диаметров про­дольной арматуры. Если рабочей арматурой сеток являются стерж­ни периодического профиля, то одна из стыкуемых сеток или обе сетки в пределах стыка выполняются без приваренных поперечных стержней (рис. 3.6г, д).

    Величина нахлеста при соединении арматуры по СНИП

    Санитарные Нормы и Правила от 2003 года (сокращенно СНиП) описывают все виды соединений арматур, существующих на данный момент. Стыки внахлест создаются без использования сварочных аппаратов, этим они отличаются от механических (для которых используют муфты и специальное оборудование) и сварных (для которых соответственно нужен сварочный аппарат). Стыки внахлест существуют трех типов:

    1. Стержни с крюками, лапами (загибами) на концах.
    2. Стержни, у которых прямой конец (с приваркой или монтажом на пересечении арматур).
    3. Стержни с прямыми концами (профильные).

    Санитарные Нормы и Правила от 2003 года рекомендуют соединять внахлест арматуры сечением до 40 мм. В свою очередь, мировой аналог строительных норм, а именно ACI 318-05 утверждает максимальное допустимое значение сечения стержней 36 мм. Обусловлено это отсутствием доказательной базы надежности соединений большего диаметра, так как испытания не проводились. Также во время вязки, стоит оставлять определенное свободное пространство вокруг нахлеста.

    Надо учитывать, что минимальное расстояние, которое нужно оставить для запаса, как по горизонтали, так и по вертикали составляет 25 мм. Однако, если само сечение арматуры больше 25 мм, то и запас нужно рассчитывать, согласно шагу диаметра. Наибольшим расстоянием между элементами является 8 сечений стержня. Но при использовании в вязке проволоки расстояние сокращается до 4 сечений.

    Стыковка арматуры при помощи сварки

    Схема поперечного армирования фундамента.

    Несмотря на популярность механической стыковки, соединение арматуры при помощи сварки тоже не менее востребовано в строительстве. Существует несколько способов дуговой сварки:

    • протяженными швами;
    • многослойными швами без применения других технологических элементов;
    • с принудительным образованием шва;
    • точечная.

    Для выполнения этого вида работы понадобятся следующие инструменты:

    • сварочный аппарат;
    • электродержатели;
    • щитки;
    • защитные стекла;
    • молоток, зубило;
    • металлические щетки;
    • шлакоотделитель;
    • стальная линейка;
    • отвес, клеймо.

    Основной рабочий материал – арматура.

    Сварка арматуры протяженными швами используется для соединения горизонтальных и вертикальных стержней. Такой вид стыковки возможен с накладками или внахлест. Внахлест соединение выполняется протяженными швами, но возможен вариант с применением и дуговых точек. Также есть возможность соединять арматурные стержни с короткой и длинной нахлесткой или двусторонним и односторонним швом.

    Сварные стыки накладок с арматурными стержнями бывают короткими или длинными. При этом разрешается смещать накладки по длине. Сварка арматуры выполняется различными фланговыми швами.

    Нормы вязки арматуры СНИП

    Армирование – ответственная часть устройства всех монолитных конструкций, от которого зависит долговечного и надежного будущего строения.

    Процесс заключается в создании каркаса из металлических стержней. Он размещается в опалубку и заливается бетоном. Чтобы создать этот каркас, прибегают к вязке или сварочным работам.

    При этом большую роль при вязке играет правильно рассчитанный нахлест для арматуры.

    Если он недостаточный, то соединение окажется недостаточно прочным, а это сказывается на эксплуатационных характеристиках

    Поэтому важно разобраться, какой именно делать нахлест при вязке

    Правильный расчет

    Чтобы выполнить анкеровку арматуры в плитах из бетона, нужно учитывать все строительные нюансы. Расчет операции заделки стальных изделий осваивается на изучении следующих показателей:

    1. Максимальная прочность железобетона.
    2. Показатель напряжения на участке сцепления.
    3. Разновидность анкеровки.
    4. Профиль используемой арматуры.
    5. Глубина и длина закладки стальных деталей.
    6. Сечение стержней.

    Упрощенный способ расчета важных показателей (длина, глубина) позволяет мастерам выполнить качественно все строительные работы в максимально сжатые сроки. Для этих целей можно задействовать специальную таблицу, которая включает в себя различные показатели. Изучить все необходимые данные можно при помощи компьютерной программы. Если внести все данные, то в итоге можно получить комплексный расчет анкеровки.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: